Тема любви в повести А.И. Куприна «гранатовый браслет» в контексте христианского мировоззрения и ее роль в формировании национальной идентичности старшеклассников

В магистерской диссертации охарактеризованы существующие и разработаны недостающие формы и методы организации обучения литературе старшеклассников, способствующих формированию национальной идентичности; раскрыта сущность и особенности формирования идентичности у старшеклассников при изучении произведений А.И. Куприна.
Author image
Ilnur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
10.08.2022
Объем файла
407 Кб
Количество страниц
99
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2960 руб.
3700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Актуальность исследования связана с тем, что тема кризиса идентичности в современном гуманитарном пространстве относится к числу наиболее распространенных и носит глобальный характер. Актуальность проблемы идентификации личности в нашей стране объективно связана с особым состоянием современного российского общества: распад СССР, изменение социально-политических институтов в России, ускорение мировых процессов глобализации и интеграции на фоне активизации религиозного фундаментализма и этнического сепаратизма.

За последние 30 лет ценности наших граждан сильно изменились. Советский коммунизм уничтожил религиозную мораль. Идеология советской России была разрушена в 1990-е гг. А новая, которая должна лежать в основе строительства и конкурентоспособности России, только начала формироваться. По этой причине, на наш взгляд, деятельность традиционных конфессий в России, прежде всего христианской, сегодня важна именно как источник базовых, надвременных, норм морали и ценностей.

Содержание:

Введение

Глава 1. Русская литература как главный культурный компонент национальной идентичности.

1.1. Русская литература и христианские ценности.

1.2. Феномен любви в русской литературе и особенности его художественного осмысления на рубеже 19-20 веков.

1.3. Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Глава 2. Формирование национальной идентичности старшеклассников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС.

2.1. Диагностика сформированности национальной идентичности старшеклассников.

2.2. Технология формирования национальной идентичности старшеклассников на уроках литературы.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование национальной идентичности старшеклассников на уроках литературы при изучении темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» в контексте христианского мировоззрения.

Заключение

Список литературы

Список литературы
Работы по методике
1. Богданова, Ю.В. Теория и методика обучения литературе: Учебник для пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонова, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: ИЦ «Академия», 2004. С. 400.
2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, P.A. Атаханов.– М.: ИЦ «Академия», 2003. С. 208.
3. Краевский, В.В. Хуторской, A.B. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Изд-во «Академия», 2007. С. 352.
Работы по проблеме исследования
4. Бердяев, Н. Эрос и личность. Философия пола и любви. – М.: Прометей, 1989. С. 158.. 
5. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.; Харьков: ACT: Фолио, 2003. С. 679.
6. Н.А. Бердяев О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. / Сост. и послесловие П.В. Алексеева. – М.: Республика, 1995. 375 с.
6. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала ХХв. // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 269.
7. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). – М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916. Источник: http://psylib.org.ua/books/berdn01/index.htm (дата обращения: 27.09.2021)
8. Библия. – Минск: Белорусский Дом печати, 1992. С.923.
9. Блягоз Н.П., Куприна Н.К. Потенциал мировых религий в экологизации сознания обучающегося//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2017.  
10. Бутовская М. Л. Гендер в современном мире: реалии и перспективы женщин в сфере гендерного равенства // Личность. Культура. Общество. 2008. № 3¬¬¬¬-4. С. 165-170.
11. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: Проблемы культурного диалога. – СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. С.172.
12. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы / П.Е. Бухаркин // Христианство и русская литература: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Котельников. – СПб.: Наука, 1996. – С. 32-60
13. Волков А.А. Творчество А. И. Куприна. – Москва: Художественная литература, 1981. С. 360. 
14. Головашина О.В. Национальная идентичность в России: базовая модель // Fractal. Simulation. №2,  2011.
15. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009. С. 23.
16. Декларация русской идентичности // Русская православная церковь: офиц. сайт Москов. патриархата. 2014. 
17. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX вв. – М.: Издательский Совет Рус. Правосл. Церкви, 2002. С. 1056.
18. Есаулов И.А. Оппозиция Закона и Благодати и магистральный путь русской словесности // Русская классическая литература в мировом культурноисторическом контексте. – М.: Индрик, 2017. С. 13-42. 
19. Есаулов И.А. Религиозный вектор советской культуры // Христианство: Pro et contra, антология. – СПб.: РХГА, 2017. С. 805-838. 
20. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Христианство: Pro et contra, антология. – СПб.: РХГА, 2017. С. 797-804. 
21. Золотухина О. Ю. Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №313.
22. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей ХІХ в //Христианское чтение. СПб,1994. С.  40.
23. Каргаполов Е.П. Русская национальная идентичность: вопросы теории // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7 (16). 
24. Кожанов И.В., Петрова Т.Н. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №1 (77). 
25. Куприн А. И. Поединок. Гранатовый браслет. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1978. С. 273.
26. Куприн А.И. Река жизни. Источник: http://lib.ru/LITRA/KUPRIN/liferivr.txt (дата обращения 03.02.2020).
27. Куприн А.И. Суламифь. Источник: https://ilibrary.ru/text/1023/p.1/index.html (дата обращения: 14.01.2021)
28. Куприн А.И. Яма. Источник: https://ilibrary.ru/text/1336/p.1/index.html (дата обращения: 14.01.2021)
29. Куц В.А. Культурная идентичность как способ реализации защитных функций культуры // Культура культуры. 2015. №4 (8).
30. Лисенкова А.А. Особенности формирования российской культурной идентичности // Ценности и смыслы. 2018. №2. 
31. Лихачева А., Макаров И.  Национальная идентичность и будущее России: Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». - М.: Международный Дискуссионный клуб" Валдай, 2014.
32. Ломова Е.А. Библейская тема в прозе А. Куприна  //  Sciences of Europe № 48, 2020. С. 34-37.
33. Лотман Ю. М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция / Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: сборник / сост. А.Д. Кошелев. – Москва: Гнозис, 1994. С. 550.
34. Любомудров А.М. Церковность как критерий культуры // Христианство и русская литература: сб. ст. / Рос. АН. Институт рус. лит. (Пушкин. дом) / Отв. ред. В.А. Котельников. – СПб: Наука, 2002. С. 87-109.
35. Мартынова М.Ю. Образование как ресурс конструирования идентичности молодежи. Российский опыт // PolitBook. 2014. №1. 
36. Немыченков В. Россия, XXI век: выбор судьбы. Источник: http://www.pravoslavie.ru/75920.html (дата обращения: 17.11.2019)
37. Панченко А. М. О русской истории и культуре.  СПб.:  Азбука, 2000. С. 464.
38. Петрова Т.Г. О христианских основах русской литературы (обзор)//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал, 2018.
39. Пичко Н.С. Русская культура в контексте православного миросозерцания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1 (113). 
40. Помигуева Е.А. Проблема человека в русской философии: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. С.  36.
41. Платонова Т.В. Красота в творчестве А.И. Куприна дооктябрьского периода//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки,  2013.
42. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Источник: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html
43. Пушкин А.С. Станционный смотритель. источник: https://ilibrary.ru/text/89/p.5/index.html
44. Симонова О.А. К формированию социологии идентичности //Социологический журнал. № 3, 2008. С. 45-61.
45. Скородумова О. Б., Ручкина Г. Ф. Модели национально-культурной идентичности в российской социально-философской мысли в постсоветский период//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2010.
46. Слободнюк С.Л. Время умирать: «Песнь Песней Соломона» и Книга Екклезиаста в любовной трилогии А. И. Куприна, 2021 Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vremya-umirat-pesn-pesney-solomona-i-kniga-ekkleziasta-v-lyubovnoy-trilogii-a-i-kuprina (дата обращения: 15.09.2021)
47. Смирнов Д.В., Сяба М.В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, №4, 2016.
48. Соловьёв В. С. Смысл любви // Сочинения: в 2 томах / составление, общая ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. Москва: Мысль, 1988. Том 2. С. 494-547. 
49. Стрельцова М.В. Учебно-методические материалы для преподавателей по формированию гражданской идентичности у обучающихся пос. Рассвет: Изд-во: АДЕККК МО РФ, 2017. С. 29.
50. Тишков В.А.  Российский народ: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. С. 192.
51. Тишков В. А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. - СПб.: СПбГУП, 2010. С. 36. 
52. Тишков В.А.  Российский народ и национальная идентичность // Россия в глобальной политике. 2008. №4.  С. 135-142.
53. Урнов М.Ю., Касамара В.А. Национальная идентичность студентов России и США (сравнительный анализ). Журнал «Общественные науки и современность» № 5, 2016. 
54. Ужанков А.Н. Древнерусская словесность в мировом контексте // Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте. – М.: Индрик, 2017. С. 43-71.
55. Федоров Н. Философия общего дела (сборник). Источник: https://books.google.ru/books?id=c0D5AgAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq (дата обращения 02.02.2020).
56. Филимонова Н.В. Проблемы и итоги изучения творчества А.И. Куприна. Источник: http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/filimonova-problemy.htm (дата обращения: 07.10.2019)
57. Чеснокова И.Г. Личность могучего чувства в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-moguchego-chuvstva-v-proizvedenii-a-i-kuprina-granatovyy-braslet (дата обращения: 19.10.2019)
58. Чехов А.П. рассказы из жизни моих друзей: Повести и рассказы. СПб.: «Культ-информ-пресс», 1994. С. 621.
59. Чижевский А.Л. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А.Г. Гачевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993. С. 365
60. Щедринова О. Н. Космическое миросозерцание Куприна. Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskoe-mirosozertsanie-kuprina/viewer (дата обращения: 16.10.2019)
61. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. С. 464.
62. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Москва: Просвещение, 1992. С. 479.
63. Шмит И.Д. К вопросу о формировании российской идентичности обучающихся общеобразовательных учреждений // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы. 2019. №1. 
64. Эндрюшко А.А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // СНиСП. 2021. №1 (33). 
Диссертационные работы
65. Аванесян И.Б. Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца XX - начала XXI вв. в парадигме христианской духовности: автореферат дис. … кандидат филологических наук: 10.01.01, Ставрополь, 2020. С.165.
66. Козаногин С.В. Художественная рецепция ветхого завета в русской литературе X I X - начала X X веков (на материале «Книги Песни Песней Соломона», «Книги Иудифи» и «Книги Судей Израилевых»:  автореферат дис. …  кандидата филологических наук: 10.01.01,  Волгоград, 2011. С. 248.
67. Колесник М.А. Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы: автореферат дис. …   кандидата культурологии: 24.00.01, Красноярск, 2015. С. 168.
68. Кудряшов И. В. Русская литература в поисках духовной самоидентификации: национальная жизнь в изображении П.И. Мельникова-Печерского, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, Г.И. Успенского: автореферата дис. … доктор филологических наук: 10.01.01, Волгоград, 2008. С. 350.
69. Кулагин С.А. Проблема национальной идентичности в прозе А.И. Куприна: автореферата дис. … кандидат филологических наук: 10.01.01, Тамбов, 2009. С. 179. 
70. Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И.А. Бунина: автореферат дис. … кандидат филологических наук: 10.01.01, Москва, 2002. С. 164.
71. Чурин В.В. Духовное развитие личности как фактор формирования национальной и гражданской идентичности: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11, Москва, 2011. С. 162. 
 
Работы в схожем направлении
72. Алавердян А. Л. Этнокультурный менталитет и идентичность в условиях модернизации современной России: автореферат дис. ... кандидат философских наук: 09.00.13, Белгород, 2009. С. 145.
73. Арцыбашев М. П. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. – М., Терра, 1994.
74. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22
75. Бадмаев В.Н. Феномен национальной идентичности: Социально-философский анализ: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11, Волгоград, 2005. С. 47. 
76. Батырев Д.Н. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореферат дис. … кандидат философских наук: 09.00.11, Ростов-на-Дону, 2009. С.196.
77. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526.
78. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. – 85 с.
79. Голотвина О. В. Концепция национальной идентичности и ее художественное решение в эпических произведениях М.А. Шолохова и Ф.А. Абрамова: на материале романа-эпопеи "Тихий Дон" и тетралогии "Братья и сестры": автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01, Архангельск, 2018. С. 181.
80. Домострой. — М.: «Советская Россия», 1990.
81. Дьяченко И. Ю. Концепция «почитания Света» в творчестве Н.К. Рериха // Живая этика и наука. 2013. № 2. 
82. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии. / пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. – М., 2000. – С. 415-428.
83. Жилина Н.П. Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской аксиологии:  автореферат дис. … доктора филологических наук: 10.01.01, Москва, 2010.
84. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.: Даръ, 2016. С. 320.
85. Кирсанова Т.  Больше ни ногой. Монологи мужчин, выбравших жизнь без любви. URL: https://ria.ru/20200316/1568483049.html (дата обращения: 17.09.2020).
86. Конституция Российской Федерации. Источник: http://www.constitution.ru/
87. Круглова Н. В. Перспективы гендерной толерантности в России // Известия  Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Выпуск 108. СПб., 2009. С. 210-218.
88. Молевич Е. Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы / Молевич Е. Ф. // Женщина в российском обществе. 2002. № 2-3. С. 38-42.
89. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Сочинения: в 2 томах. Т. 2 / составление, редакция, вступительная статья и примечания К. А. Свасьяна; перевод с немецкого Я. Бермана, Г. А. Рачинского, К. А. Свасьяна, С. Л. Франка. Москва: Мысль, 1990. С. 631-692.
90. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
91. Орлянский С. А. Трансформация образа мужчины в современной культуре: дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2004.
92. Пахомова И. В. Тема любви в художественном опыте эпохи Серебряного века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2014. № 2 (43). 
93. Платонов А. П. Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / Сост., комментарии Н. В. Корниенко. Подготовка текста Н. В. Корниенко и Е. В. Антоновой. — М.: Время, 2011. — 720 с.
94. Розанов В.В. Уединенное. Источник: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004837185?page=9&rotate=0&theme=white (дата обращения: 14.09.2021)
95. . Савченко Ю. Как американцы встречаются, влюбляются и женятся. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/sex-marridge-relationships-family-2011-05-27-122736374/235566.html (дата обращения: 17.09.2020).
96. Тлеуж А. Х. Конструирование российской коллективной идентичности: социально-философский анализ: автореферат дис. … доктор философских наук: 09.00.11, Ростов-на-Дону, 2011. С. 162.
97. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. – М.: Изд. центр Терра, 1996.
98. Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.
99. Трефилова О. С.  Ценностный фактор гражданской идентичности студенческой молодежи. Источник: http://psihdocs.ru/cennostnij-faktor-grajdanskoj-identichnosti-studencheskoj-molo.html (дата обращения: 04.10.2021)
100. Флоренский П. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. – М.: АСТ, 2003. С. 640.
101. Флоренский П. У водоразделов мысли. Том 1. Источник: http://hotkovo.net.ru/library_view.php?id=41&mode=1 (дата обращения 18.02.2020).
102. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / пер. с немецкого Г. В. Барышниковой; лит. ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. – Москва: Наука, 1989. С. 456.
103. Черный С. Песня о поле. Источник: http://cherny-sasha.lit-info.ru/cherny-sasha/stihi/pesnya-o-pole.htm (дата обращения: 21.09.2021)
104. Шестаков В.П. Вступительная статья // Русский эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991. С. 6.
105. Шестаков В.П. Эрос и культура. – СПб.: Терра-Книжный клуб, Республика, 2001.С. 464.
106. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Малое собрание сочинений  / А. Шопенгауэр; пер. с нем. Ю. Айхенвальда, Ф. Черниговца. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. С. 88-126.
107. Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. М.: Гнозис: Прогресс Комплекс, 1994. С. 8.
Нормативные документы по образованию
108. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 28.10.2019)
109. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/primernaya-osnovnaya-obraz-programa-srednego-obshego-obrazov.html (дата обращения: 28.09.2019)
110. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 
Другие электронные ресурсы
111. Источник: https://wciom.ru/news/press_releases/ (дата обращения: 14.10.2019)
112. Развод и алименты © razvodis.ru Источник: https://razvodis.ru/otvety-na-voprosy/v-rossii-po-godam-tablica.html (дата обращения: 14.10.2019)

 

Вопросы о  любви и взаимоотношении полов, несмотря на многовековое эволюционирование человеческого сообщества, всегда оставались открытыми. А в последнее столетие в этой сфере происходят изменения, стремительно ведущие к разрушению базового структурного элемента социума – семьи. Эта тенденция таит в себе опасность, так как «…развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».

В связи с этим несомненную актуальность приобретает изучение в школе произведений литературы с учетом гендерного аспекта и анализа проблем взаимоотношения полов. На наш взгляд, повесть «Гранатовый браслет» – одно из самых спорных произведений о любви. В литературоведении существует неоднозначная оценка этого произведения. Одна из причин такого разночтения при понимании главной идеи повести – наличие христианской символики.