Формирование основ безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении посредством игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Главной задачей для взрослых становится подготовка детей к жизни, поэтому необходимо не только познакомить каждого ребенка с теоретическими основами безопасности жизнедеятельности, но и научить применять их в практической жизни.
Формирование понимания дошкольником опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов, следовательно, необходимо познакомить детей с дошкольного возраста с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их и прогнозировать неблагоприятные последствия.
В этой связи, в образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них.
Учитывая возраст исследуемого контингента, особую актуальность приобретает воспитание основ безопасного поведения детей, что поможет в дальнейшем определить опасные жизненны
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
1.1. Особенности формирования ОБЖ в образовательном учреждении ….....5
1.2. Воспитание основ безопасного поведения в ДОУ………………………..12
1.3. Использование игрового метода на занятиях по ОБЖ в ДОУ…………..20
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования………………………………………...........................31
2.2 Методы исследования…………………………………….............................31
2.3 Организация исследования………………………………………………….33
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЖ В ДОУ «Ньургуhун»
3.1. Программа проведения занятий в Маттинской ДОУ «Ньургуhун» …….35
3.2. Анализ и обсуждение результатов исследования. ……………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......................53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………............................................... 59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….......64
Список литературы:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2021. С. 242.
2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М.: Просвещение, 2021. - С. 86.
3. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. - Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2021г.- С.128.
4. Акимов, В.А. Международная конференция // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2023. - №7. -С. 12-13.
5. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. - Томск, Томский университет, 2020. - С.12-14.
6. Антюхин, Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2021. - № 5. - С. 34-37.
7. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2021. - Т. 7. - №2. - С.21 - 28.
8. Баянова, Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации // Филология и культура. 2022. № 3 – С.58.
9. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2019. – С.34.
10. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.В. Куцакова и др. - М.: Академия, 2020. – С. 15.
11. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ/ З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 2. - С. 76.
12. Богуславекая, З. М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2021. - С.401.
13. Гаврючина, Л.В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Академия, 2019. - С. 130.
14. Давыдова, М.С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 98.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И.Бабаевой (отв. редактор), З.А.Михайловой, Л.М. Гурович. Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2020. – С.103.
16. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.В. Доронова // Дошкольное воспитание. -2014.-№1.- С.64-69. –
17. Доронова, Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 9. - С.5-8.
18. Елжова, Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2023. – С.220.
19. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников / О.Л. Зверева. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – С. 225.
20. Истоки: базисная программа развития ребенка – дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: Просвещение, 2021. – С. 210.
21. Козлова, С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: Автореф. дисс. доктора пед. наук. – М., 2019. - С. 40.
22. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие. – М.: Академия, 2018. - С.158.
23. Кириллов, Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. - 2017. - № 1 Март. – С. 25.
24. Кирилова, О. С. Красный - стой
Таким образом, конкуренция помогает повысить производительность всех школьников. На занятиях по ОБЖ есть все условия, способствующие творчеству и развитию творческих навыков. Их развитие происходит в учебно-воспитательной деятельности, в которой воспитанники ДОУ, ученики школ выражают свое отношение к ней.
Чтобы использовать дошкольные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в игровой форме, есть много вариантов, но необходимо соблюдать следующие условия [19]:
1) содержание игры должно соотноситься с учебно-воспитательными целями занятия;
2) доступность методов для воспитанников детского образовательного учреждения;
3) умеренность в использовании игр в группе ДОУ.
Отличительная особенность игровых действий на занятиях ОБЖ - деятельность воображения, создающая уникальность игровой форме работ