Развитие гибких навыков студентов ВУЗа в условиях неформального образования
Введение
Актуальность исследования «гибких навыков» (soft skills) обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития, характеризующегося динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на образовательные результаты выпускника образовательного учреждения, молодого специалиста. В числе ключевых компетенций и работодателями, и выпускниками рассматриваются не только профессиональные, но и «гибкие навыки», которые не могут заменить в условиях цифровизации никакие умные роботы и потому их значение повышается.Исследования последнего десятилетия показывают, что для молодого специалиста представляют ценность не только профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные знания и навыки, освоение которых, как правило, лишь частично входит в учебные программы вузов.С одной стороны, для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, которые называют «жесткими навыками» (hard skills).
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Интерпретация понятия «гибкие навыки», их виды и классификация
1.2. Перспективы и вариативность неформального образования в современной образовательной среде
1.3. Неформальное образование как средство развития гибкихнавыков студентов
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.2. Программа формирования и развития гибких навыков студентов в процессе участия во внеаудиторной деятельности
2.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по развитию гибких навыков студентов вуза
Не найдено
Важным вопросом для данного исследования является определение того, какие конкретно навыки следует формировать в процессе профессиональной подготовки студентов, чтобы они в будущем смогли стать конкурентоспособными на рынке труда и выстраивать эффективные жизненные стратегии. Многие российские исследователи в операционализации понятия «гибкие навыки», ключевую роль отводят разным психологическим характеристикам личности, которые помогут профессионаьльно-личностному становлению, а также умениям и навыкам, которые необходимо формировать у современных студентов. Например, навыки ведения переговоров, навыки эффективного мышления, медиаграмотность, управленческие навыки, навыки ассертивности и др. Так, О. В. Сосницкая дает следующее определение soft skills – «…это коммуникативные и управленческие таланты. К ним относятся умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство – в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, которые присуши людям определенной профессии» [9]. В совокупности эти умения и навыки повышают качество решения широкого круга профессиональных и общих жизненных задач, необходимых индивиду в условиях современности, то есть обусловленность благополучия профессионального и частного мира характеристиками soft skills.Похожее трактование soft skills дает В. А. Давидова: «…приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу» [10]. Данные утверждения свидетельствуют о том, что создание условий для развития soft skills студентов различных направлений.