Изучение особенностей развития внимания у младших школьников в процессе обучения в школе

Скачать дипломную работу на тему: Изучение особенностей развития внимания у младших школьников в процессе обучения в школе. В которой определены диагностические методики и упражнения для развития внимания будут подобраны с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.07.2025
Объем файла
314 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования изучение особенностей и развития внимания у детей младшего школьного возраста, которое определяется, тем, что именно в этом возрасте формируются новые характеристики внимания, как и других процессов. [13] Мальчиков и девочек мы рассматриваем отдельно, для того чтобы узнать у кого лучше уровень концентрации внимания. Внимание очень тесно связано с учёбой, если у ребенка хорошо развито внимание, то ему легко будет сконцентрироваться на чем-то, он будет легко переключаться с одного дела на другое и будет успешно учиться.Проблема развития внимания многогранна, ей посвящено большое число исследований; данная категория рассматривается с разных позиций и имеет множество определений. Рассмотрим их.К.Д. Ушинский определяет внимание как «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира», т.е. входит нужное, а ненужное отсекается.
 

Содержание
Введение………………………………………………………………………...3-7
Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста…………..8-43
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста....…8-14
1.2. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста…..…15-33
1.3. Специфика развития внимания и коррекции в младшем школьном возрасте в трудах отечественных психологов……………………………...34-42
Выводы по главе 1…………………………………………………………….…43
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания младших школьников в процессе обучения в школе……………………………...44-68
2.1. Основные этапы, методы и методики изучения развития внимания младших школьников…………………………………………………….….44-51
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………….52-61
2.3. Итоги коррекционно-развивающего этапа исследования.…...….……62-68
Выводы по главе 2…………………………………………………………….…69
Заключение…………………………………………………………….….…70-72
Список литературы……………………………………………………...…73-78
Приложения…………………………………………………………………79-84

Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.:Просвещение, 2015. 165 с.
Астраханцева, А.В. Развитие произвольного внимания младших школьниках в условиях образовательного процесса начальной школы / А.В. Астраханцева // Научный поиск Материалы I Международной научно-практической конференции. Научный редактор Ю.В. Мамченко. 2014. - С. 61- 66.
Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. – № 1. – С. 169-173.
Борзенкова,  О.А., Ким,  Е.П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект). // Хуманитарни Балкански изследвания. Humanitarian Balkan Research. – 2019. – Т.3. – № 1(3) – 103 с. – С.8-11.
Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.
Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. – М. : Оперант, 2015 – 480 с.
Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
Вачков И. В., Аржакаева Т. А., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2 классе. – М. : Генезис, – 2012. – 144 с.
Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров). – М.: КноРус, 2018. – 140 c.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2015. 69 c.
Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. – М.: Флинта, 2016. – 272 c.
Григорьева И.К. Особенности развития внимания младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №3-7 – С. 22-23.

Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией. [12]
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счёта), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. [17]При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.