Использование приемов интерактивного обучения для совершенствования умений говорения на уроках английского языка на старшем этапе обучения
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена организации интерактивного взаимодействия как одного из инструментов обучения иностранному языку.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена востребованностью интерактивных методов обучения иностранному языку с учетом коммуникативного аспекта. В методике преподавания иностранных языков всегда уделялось особое внимание поиску новых приемов и инновационных средств, которые способствуют эффективному обучению иностранным языкам. Подобный интерес связан с необходимостью соблюдения основных принципов и требований ФГОС ООО. В числе прочих характеристик учебной деятельности в соответствии с ФГОС отмечается высокая значимость формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции.
Несмотря на разработанность данной темы, открытыми остаются вопросы места интерактивным приемам на уроке иностранного языка, а также их роли в формировании и совершенствовании отдельных умений и навыков, в час
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Особенности формирования и совершенствования умений говорения на уроках английского языка на старшем этапе обучения 7
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 7
1.2 Приемы совершенствования умений говорения и их роль на уроках английского языка 13
1.3 Приемы интерактивного обучения иностранному языку 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Комплекс упражнений с использованием приема «Jigsaw reading» для совершенствования умений говорения на уроке английского языка на старшем этапе обучения 35
2.1 Содержание интерактивного обучения с применением «Jigsaw reading» 35
2.2 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений монологической речи 41
2.3 Комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений диалогической речи 48
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. – 448 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7. – Текст : непосредственный.
2. Алхазишвили, А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. – Москва : Просвещение, 1988. - 334 с. - ISBN 5-09-000225-8. – Текст : непосредственный.
3. Барановская, Т. А. Английский язык для академических целей. English for Academic Purposes : учебное пособие для вузов / Т. А. Барановская, А. В. Захарова, Т. Б. Поспелова, Ю. А. Суворова ; под ред. Т. А. Барановской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 220 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13839-9. — URL: https://urait.ru/bcode/511748 (дата обращения: 18.02.2023). – Текст : непосредственный.
4. Барменкова, О. И. Эффективные приемы обучения английскому языку / О. И. Барменкова / Иностранные языки в школе. 1997. №5. С. 20-23. – ISSN 0130-6073. – Текст : непосредственный.
5. Беляева, Л. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : учебное пособие для вузов / Л. А. Беляева. – Москва : Юрайт, 2022. – 157 с. – ISBN 978-5-534-10853-8. – URL: https://urait.ru/viewer/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-494601#page/2 (дата обращения: 14.02.2023). – Текст : электронный.
6. Вайсбурд, М. Л. Ситуативная роль как методическое понятие / М. Л. Вайсбурд, М. А. Ариян. // Иностранные языки в школе, 1984. - № 5. – 23 с. – Текст : непосредственный.
7. Вайсбурд, М. Л. Типология учебно-речевых ситуаций / М. Л. Вайсбурд // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. – Москва : МГУ, 1981. – 386 с. - ISBN 5-86866-158-3. – Текст : непосредственный.
8. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языком. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е издание, стер. – Москва : Академия, 2009. – 336 с. - ISBN 978-5-7695-6473-4. – Текст : непосредственный.
9. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам : учебное пособие / Г. В. Елизарова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 351 с. - ISBN 5-89815-597-X. – Текст : непосредственный.
10. Жукова, Г. С. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учебное пособие / Г. С. Жукова, Н. И. Никитина, Е. В. Комарова. – Москва : РГСУ, 2012. – 165 с. - ISBN 978-5-7139-1024-2. – Текст : непосредственный.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Москва : Логос, 2004. – 384 с. - ISBN 5-88439-097-1. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 13.02.2023). – Текст : электронный.
12. Каменецкая, Н. П. Об использовании некоторых традиционных норм обращения в английском языке / Н. П. Каменецкая, Е. О. Леонович / Иностранные языки в школе, 2006. №5. – с. 87. - ISSN: 0130-6073. – Текст : непосредственный.
13. Каменецкая, Н. П. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении английскому языку/ Н. П. Каменецкая, В. А. Ефременко, А. И. Антропова / Иностранные языки в школе, 2006. №7. – с. 62. – Текст : непосредственный.
14. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения : учебное пособие / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - Москва : ЛИНКА-пресс, 1994. – 191 с. - ISBN 5-7193-0038-4. – Текст : непосредственный.
15. Кириллова, Е. П. Хрестоматия по методике преподавания иностранных языков / Е. П. Кириллова, Б.Т. Лазарева, С. И. Петрушин. – Москва : Просвещение, 1981. – 207 с. – Текст : непосредственный.
16. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие для студентов филологических специальностей высших педагогических учебных заведений / Е.С. Устинова, Т. М. Еналиева. -2-е стер. изд. – М.: Академия ИЦ, 2004. – 259 с. - ISBN 5-7695-0672-5. – Текст : непосредственный.
17. Котик-Фридгут, Б. С. Психология обучения иностранным языкам: как учить язык, чтобы выучить : учебное пособие для вузов / Б. С. Котик-Фридгут. — Москва : Юрайт, 2023. — 145 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14197-9. — URL: https://urait.ru/bcode/519935 (дата обращения: 17.02.2023). — Текст : электронный.
18. Кругликов, В. Н Интерактивные
Выбор того или иного приема обусловлен целью урока, уровнем владения иностранным языком учащимися, а также опытом педагога.
Наиболее актуальными приемами, позволяющими активизировать устную речь учащихся на уроках английского языка, являются следующие:
1. Интерактивный прием «синквейн» является составлением специфического нерифмованного стихотворения из пяти строк. При этом каждая строка должна быть написана согласно определенному требованию: первая – одно слово (имя существительное), обозначающее тему синквейна; вторая – два слова (обычно имена прилагательные, реже – причастия), описывающие главную тему; третья – три глагола, выражающие действия в рамках данной темы; четвертая – законченная фраза (афоризм, цитата, крылатое выражение, пословица или самостоятельно составленная фраза), несущая в себе отношение автора к теме; пятая – одно слово, являющееся синонимом к теме. Использовать данный прием целесообразно при постановке темы урока, при обобщении работы по определенно