Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Введение
Актуальность исследования. Проблеме внимания в психологии и педагогике посвящено значительное число исследований в связи с ее важностью и сложностью. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, поэтому проблема изучения внимания у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии так актуальна. Несмотря на отсутствие во внимании собственного особенного содержания в ходе его проявления в других процессах, оно специфически связывает деятельность и образ. В связи с изменением внимания изменяется ясность и отчетливость содержания познавательной деятельности ребенка.
Внимание представляет собой одно из важнейших условий, которое обеспечивает успешное усвоение ребенком с проблемами в развитии доступного для него объема знаний, умений и установления контакта с взрослым. Если внимание отсутствует или нарушено, то ребенок не может действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.
На современном этапе развития специальной псих
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1 Общая характеристика внимания 6
1.2 Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
1.3 Методы коррекции внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.1. Методологическая база изучения особенностей внимания 28
2.2. Содержание психолого – педагогической программы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2. 3 Оценка эффективности программы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 44
Библиографический список
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации.
2. Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. 96 с.
3. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2014. № 5. С. 40-45. URL: https://spblib.ru/en/catalog/-/books/12241877-osobennosti-poznavatel-noy-deyatel-nosti-i-yeye-samoregulyatsii-u-starshikh-doshkol-nikov-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo-razvitiya (дата обращения: 11.04.2023).
4. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. Москва: Флинта: МПСИ, 2017. 214 с.
5. Баксакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. Москва: НПО «МОДЭК», 2015. 64 с.
6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. Москва: Энас, 2017. 136 с.
7. Бондарев И.П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев, О.И. Вылегжанин // Вопросы психологии. 2017. №5. С. 127-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9236172 (дата обращения: 13.04.2023).
8. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития Москва: Академия, 2013. 127 с.
9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Санкт-Петербург: Дом Михайлова, 1986. 208 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию Л.С. Выготский / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2015. 505 с.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. Москва: Просвещение, 2016. 461 с.
12. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. Санкт-Петербург, 2017. 204 с.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. Москва: Академия:, 2013. 177 с.
14. Джеймс, У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. Москва: Академия:, 2016. 103 с.
15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. Москв: Академия: а, 2016. 243 с.
16. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Москва: ЧеРо, 2015. 533 с.
17. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. Санкт-Петербург: 2012. 248 с.
18. Ковальчук М.А., Якушин
Следует отметить нарушения избирательного внимания. Также на недостаток внимания у детей с ЗПР значительной степени оказывает влияние повышенная истощаемость и низкая работоспособность.
1.3 Методы коррекции внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияСтановлению произвольности внимания у детей дошкольного возраста посвящено большое количество психологических исследований. Анализ исследований показал, что направления и методы развития внимания, которые предлагают различные психологи, в большинстве своем, обуславливаются их общим видением феномена внимания.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого человека, представляют собой для ребенка лишь процесс его дисциплинирования из вне, нежели саморегуляции. Позже при использовании того же самого средства овладения вниманием по отношению к самому себе, дошкольник переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольн