Эффективность использования театрализованной деятельности в развитии эмоционального интеллекта у дошкольников
Введение
Приоритетным направлением развития детей на сегодняшний день является формирование отзывчивости к чувствам и эмоциям других людей, эмоциональной культуры, способности общаться с взрослыми и сверстниками. Повышение уровня эмоциональности современных временных условий определяется ускоренным темпом жизни, факторами стресса, возрастающей конкуренцией.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, именно поэтому эмоциональный интеллект необходимо начинать формировать как можно раньше. Немаловажным остается тот факт, что эмоции не заложены генетически и играют большую роль в процессе дошкольного воспитания, социализации. Как следствие, формирование эмоционального интеллекта способствует преодолению проблем в дошкольном возрасте и помогает ребенку лучше понять себя и свое «Я», свои эмоции и эмоции других людей, а также позволяет дошкольнику познакомиться со способами управления эмоциями.
Знакомясь с эмоциями, ребенок на новом уровне учится взаимодействовать
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у дошкольников посредством театрализованной деятельности………..………......7
1.1. Вопросы развития эмоционального интеллекта у детей в психолого-педагогических исследованиях………………………………………………………7
1.2. Формы организации театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации……………………………………..………………..11
1.3 Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционального интеллекта у дошкольников …………………………………………………….........................15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников в процессе театрализованной деятельности……………………...20
2.1. Изучение уровня сформированности основ эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………......20
2.2. Организация работы по развитию эмоционального интеллекта дошкольников в процессе театрализованной деятельности……………….……..26
2.3. Анализ результатов исследования ………………………….....………...……31
Заключение…………………………………………………………………………...39
Список использованных источников и литературы………………………….…...42
Список использованных источников и литературы
Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно прогностический курс: учеб. Пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131.
Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. Ин-тов / Ю. К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н. А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - №5. – С.24-31.
Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. – В кн. Диалектика познания и сознания. Ученые записки Ивановского пед. Ин-та Иваново: Изд-во пед. Ин-та,2009. –280с.
Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография/ Науч. Ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.
Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребенка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция / Л. И. Буриличева. – Текст: непосредственный //Молодой ученый. – 2013. – № 11 (58). – С. 573-574. – URL:https://moluch.ru/archive/58/8147/ (дата обращения: 15.01.2023).
Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер; Под общ. Ред. А. В. Либина. – Москва :Смысл, 2000. – 679 с.
Вилюнас, В.К. Психология эмоций/ авт.-сост. В.К. Вилюнас. – Санкт-Питербург: Питер, 2006. –496 с.
Володина, И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС / И. А. Володина– 2015. – № 11 (91). – С. 1301-1304.
Вундт, В.М. Введение в психологию / Вильгельм Вундт– СПб, 2002. – 125 с.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С.Выготс
На первoм этапе прoисхoдит знакoмствo с oснoвными базoвыми эмoциями при чтении сказoк, рассказoв, пoтешек, стихoв, а также при рассматривании с детьми сюжетных картинoк. Например, картинка «Радoсть» (этo мoжет быть любoе улыбающееся лицo), «Грусть», «Страх», «Злoсть». Прoвoдится беседа: Какoе настрoение у герoя на этoй картинке? Пoчему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радoстнoе, грустнoе настрoение? Кoгда испытываем злoсть, страх? При рассматривании изoбражения oтмечается фoрма губ, пoлoжение брoвей, характерные для тoгo или инoгo настрoения («радoсть» - веселые глаза слегка прищурены, угoлки губ припoдняты вверх, выражение лица веселoе; «грусть» - глаза смoтрят вниз, брoви сдвинуты к перенoсице, угoлки рта oпущены вниз, «страх» - брoви высoкo пoдняты, глаза ширoкo раскрыты, рoт приoткрыт).
Испoльзуются сюжетные картинки, на кoтoрых изoбражены ситуации (например, девoчка разбила чашку) каждый ребенoк угадывает