Методические условия реализации темы «дроби» в цифровой образовательной среде
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в сфере образования тенденция внедрения информационных технологий проявляется с каждым годом все заметнее: в школах быстро растет количество современных компьютеров, все образовательные учреждения России подключены к высокоскоростному Интернету, который постепенно становится неотъемлемой частью образовательного процесса и функционирования школы как учреждения.
Внедрение мощных и совершенных компьютеров и компьютерных сетей в образовательную среду способствует развитию предпосылок необходимости интенсивного развития и внедрения инновационных процессов в образование, поиска современных технологий обучения, основанных на самообразовании и проектировании собственной траектории обучения, в т.ч. в цифровой среде.
Анализ проблемы использования цифровых образовательных сред в образовании рассматривается в работах таких авторов, как А.Г. Абрамов [1], Н.В. Апатова [2], Е.И Виштынецкий [6], А.А. Кузнецов [16], К.А. Морозов [21], С.В. Па
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА» 8
1.1. Цифровые образовательные среды в обучении математике в школе 8
1.2. Особенности познавательной деятельности учащихся 6 класса при освоении образовательной области «Математика и информатика» 17
1.3. Методические условия дидактической линии «Дроби» в 6 классе 24
Вывод по I главе 36
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Методы исследования 38
2.2. Организация исследования 39
Вывод по главе 2 42
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. Анализ использования цифровых технологий в реализации темы «Дроби» в 6 классе 43
3.2. Экспериментальная методика освоения темы «Дроби» с использованием цифровой образовательной среды в 6 классе 52
3.3. Анализ результативности обучения теме «Дроби» с использованием цифровой образовательной среды в 6 классе 58
Вывод по 3 главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 74
Список использованной литературы
1. Абрамов, А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / А.Г. Абрамов, М.В. Булгаков, А.Д. Иванников, А.В. Сигалов // Дистанционное виртуальное обучение. - 2009. - № 3 - С. 14–30.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова - М.: РАО, 1994. - 228 с.
3. Артюхина, М.С. Современная образовательная среда в контексте постнеклассической научной парадигмы / М.С. Артюхина, О.И. Артюхин, Д.Ю. Усимова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – 2018. – Вып. 60. – Ч. 2. – С. 21-24.
4. Богомолова О.Б. Создание учебно-методических средств обеспечения учебного процесса по информационным технологиям в старших классах профильных школ / О.Б. Богомолова // Информатизация образования – 2007: Труды международной научно-практической конференции. – Калуга, 2007. – С. 149-154.
5. Виленкин, Н.Я. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин. – М.: Мнемозина, 2009
6. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения / Е.И. Виштынецкий - М.: Новые технологии, 1998. - 354 с.
7. Галимуллина Э.З. Технология построение педагогом предметной цифровой образовательной среды // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам. - Казань: 2023. - С. 82-91.
8. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. – Москва-Воронеж, 1998. – С. 249-271.
9. Глейзер, Г.И. История математики в школе / Г.И. Глейзер; под ред. В.Н. Молодшего. - М.: Просвещение, 1964. - 375 с.
10. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IV-VI классы: пособие для учителей / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
11. Гришина О.А. Построение интерактивных систем визуального сопровождения учебных задач на оперирование пространственными образами // Компьютерные инструменты в образовании. – 2013. – №1. – С. 46-52.
12. Депман, И.Я. История арифметики: пособие для учителей / И.Я. Депман. - М.: Учпедгиз, 1959. - 424 с.
13. Донцова М.А. Современные средства и методы организации элективных курсов по математике в старших классах // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №4
14. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
15. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . — М. : Просвещение, 2010.
16. Кузнецов, А.А. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / А.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, В.Р. Имакаев // Информатика и образование. - 2010. - № 4 - С. 8-11.
17. Маралов В.Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №4 (65) С.147-152.
18. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрастах: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005 -192 с.
19. Мартиросян Л.П. Теоретико-методические основы информатизации математического
Школьник 6 класса обладает достаточным уровнем развития восприятия. У него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходимы произвольность и осмысленность деятельности учащихся. Сначала ребёнка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Но дети уже в состоянии сосредоточиться и тщательно рассмотреть все характеристики предмета, выделить в нём главное, существенное. Эта особенность проявляется в процессе учебной деятельности. Они могут анализировать группы фигур, упорядочивать предметы по различным признакам, проводить классификацию фигур по одному или двум свойствам этих фигур. У школьников этого возраста появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера. Процесс формирования понятия - постепенный процесс, на первых стадиях которого важную роль играет чувственное восприятие объекта [8].
Обучающийся 6 класса способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) медленно, но постепенно возрастает.
В этом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память. Она приобретает опосредованный характер, обязательно включается мышление. Поэтому необходимо учащихся учить правильно рассуждать, чтобы процесс запоминания базировался на понимании предлагаемого материала. Заодно с формой меняется и содержание запоминания. Становится более