Речевые навыки обучающихся 6 класса по теме «Имя прилагательное»
Введение
Актуальность исследования проблемы. По методике преподавания русского языка в школе на сегодняшний день существует большое количество работ, в которых освещены многие проблемы организации учебного процесса, даны методические советы и рекомендации по достижению наибольших результатов в процессе изучения русского языка на каждом этапе школьного образования представлены разработки уроков, внеклассных, факультативных занятий.
Русский язык как учебный предмет в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке, формирует у них языковые и речевые умения.Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка, т.к. касается такого непростого явления, как речь, и потому, соотносится с лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи обучающихся.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….6
Глава 1. Теоретические основы работы по развитию речи на уроках русского языка в основной школе …………………..……………………10
Сущность и содержание работы по развитию речи на уроках русского языка ……………………………………………………………………………10
Система изучения имен прилагательных в школьном курсе русского языка…………………………………….………………………………………..14
Современные методы и приемы обучения по теме: «Имя прилагательное» в школе……………………………………………………...22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи обучающихся при изучении имени прилагательного в 6 классе ………37
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности речевых умений и навыков у обучающихся при использовании в речи имен прилагательных..37
2.2 Содержание и методика проведения упражнений, направленных на развитие речи обучающихся при изучении темы «Имя прилагательное» в 6 классе.……………………………………….……………………………….40
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников……………………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………….55
Приложение……………………………………………………………………60
Список использованных источников
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2003.
Введенская Л.А. Культура речи для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С.219Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка: 33000 слов/ Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – 3-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С.476Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 2002. – С. 290
Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1973 – С.384Вопросы повышения культуры речи учащихся/Под ред. В.А. Добромыслова. – М.: 1960
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: «Логос», 2002. – С.376Гужва Ф.К. Основы развития речи. – Киев: Рад. шк. 1989 – С.222Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.: Русский язык, 1989
Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс.: Пособие для учителя/Л.Т. Григорян и др. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – С. 176
Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности//РЯШ. – 2005. - №5 С. 70
Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд. – М.: 1994. – С.191Культура русской речи. Учеб. для вузов./ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Итрева. – М., 1998
Методика преподавания русского языка в школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С.368Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – С.240Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 5-11 классов по русскому: Программы. – М., 1989
Усвоение языка играет важную роль в познавательной деятельности. Одной из важных задач современной школы является формирование у обучающихся потребности к овладению знаниями и способами их применения в соответствии с познавательными установками. Школьнику будет сложно обучаться успешно без определенной языковой подготовки, без морфологических умений и навыков. В начальной и средней школе формируется умение распознавать части речи, правильно их употреблять в собственной устной или письменной речи в соответствии со стилем или типом предполагаемого текста. Формируются навыки оценивания собственной и чужой речи в зависимости от коммуникативной ситуации. В результате обучающийся имеет логически четкую, доказательную и образную речь. Изучение темы «Имя прилагательное» дает широкие возможности для развития речи обучающегося, полученные умения и навыки помогут лучше усваивать содержание других предметов, повышается интерес к русскому языку, а также иной деятельности человека. Раздел «Имя прилагательное» является одним из разделов морфологии, оказывающих непосредственное влияние на развитие речевых умений и навыков.В Русской грамматике представлено следующее определение: «Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа» [11, т. 1, с. 354]. Оно обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Т. А. Ладыженская в своей работе указывает, что «Прилагательные классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого признака и, во-вторых, по характеру обозначения признака, т. е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой» [5, с. 147].