Формирование представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста посредством квест - игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе, вследствие чего возникает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Концепция модернизации российского образования предполагает непрерывность воспитательных и образовательных процессов между дошкольной и школьной ступенью обучения. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возврата имеет важное социальное значение для всего общества.
Дошкольный возраст является одним из наиболее благоприятных периодов в жизни человека для его эмоционального взаимодействия с природой. Детская непосредственность, увлеченность новыми впечатлениями, открытость эмоционального мира, высокий уровень эмпатии, способствуют формированию любви и бережного отношения к природе.
Выдающиеся теоретики и практики дошкольного образования (П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова, Н.Н. Поддъяков, В.Г. Фокин, Л.Г. Нисканен, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Е
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.......................................................................................................................................9
1.1.Проблема формирования экологических представлений у дошкольников в психолого-педагогической литературе........................................................................................................9
1.2. Особенности формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................................20
1.3.Квест - игры как средство формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста ...............................................................................................30
Выводы по первой главе..........................................................................................................45
Глава 2. Опытно-поисковое исследование по изучению особенностей организации процесса формирования в условиях ДОО..............................................................................................................................................47
2.1. Выявление исходного уровня сформированности представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста.....................................................................................47
2.2. Разработка квест-игр, направленных на формирование представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста ..............................................................63
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования по формированию представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................................68
Выводы по второй главе..........................................................................................................75
Заключение.................................................................................................................................78
Список использованной литературы....................................................................................80
Приложения.............................................................................…………………………..…….92
Приложение 1 …………………………………………………………………....……...…….92
Приложение 2 …………………………………………………………………..………...…...95
Приложение 3…………………………….…………….……….…...…….…..…………...….97
Приложение 4…………………………….….……….…………………….….........................98
Приложение 5……………………………..………….………………….…………………...100
Приложение 6……………………………..………….……….………………………….......104
Приложение 7……………………………..………….………………….…..……………….114
Приложение 8………………………….….…………….……….…………….......................116
Приложение 9………………………….….…………….….………………….……………..119
Приложение 10………………………………………………………………….……………124
Приложение 11……………………………………………………………………………….131
Приложение 12……………………………………………………………………….………132
Список используемой литературы
1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста: (На материале математики) :Учеб.пособие для студентов факультетов дошк. образования вузов / В. В. Абашина; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автоном. округа, Сургут. гос. пед. Ин – т. – Сургут :СурГПИ, 2003. – 130 с. – ISBN 5-93190-093-4 : 100. – Текст: непосредственный.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания – СПб. : Питер, 2001. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-272-00315-2. – Текст: непосредственный.
3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. – 95 с. - Текст: непосредственный
4. Белая, К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности / К. Ю. Белая. – Текст: непосредственный //Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.
5. Бобылева, Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылева, О. Бобылева. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38–43.
6. Бовтенко, М.А Дидактический потенциал технологии квеста в формировании компетенции студентов: опыт пед. антропологии /–М. :Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 574, [1] с.–(Из классического наследия педагогики). –ISBN 5-8183-0811-1. – Текст: непосредственный.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 398 с.–ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст: непосредственный.
8. Вахрушева, Л. Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева ;Федер. агентство по образованию, Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров :ВятГГУ, 2006. –173 с. –ISBN 5-93825-264-4. – Текст: непосредственный.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя дет.сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. –М. : Просвещение, 1988. –143,[1] с., [16] л. ил. : ил.; 22 см.–ISBN 5-09-000732-2. – Текст: непосредственный.
10. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для студентов пед. университетов / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2012. – 242 с. –ISBN 978-5-4468-4700-6. – Текст: непосредственный.
11. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова; М-во общ.и проф. образования РФ. Упр. сред.проф. образования, Науч.–метод. центр сред. проф. образования. –М. : Новь, 1999. – 535, [2] с.–ISBN 5-89714-013-8. – Текст: непосредственный.
12. Волкова, Н. А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: специальность 13.00.07: диссертация кандидата педагогических наук / Волковой Натальи Алексеевны ; Федер. гос. авт. учреждение высш. проф. образования «Ур.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2002. – 196 с. – Текст: непосредственный.
13. Волобуева, Н. Г. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста : учебное пособие / Н. Г. Волобуева, И. П. Тертицкая ; Федеральное агентство по образованию, Северо-Восточный гос. ун-т. – Магадан : СВГУ, 2008. – 235 с. – ISBN 978-5-91260-009-8. – Текст: непосредственный.
14. Газина, О. М. Теория и методик
Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:
Игры должны быть безопасными: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;
Вопросы и задания должны соответствовать возрасту: очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех зарубежных президентов;
Недопустимо унижать достоинство ребенка, к примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;
Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Игровые события квеста разворач