Изучение политических процессов в курсе обществознания в школе
ВВЕДЕНИЕ
Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Стоит отметить, что курс обществознания играет значимую роль в современном мире, так как без знаний основ об обществе ученику будет сложно пройти процесс социализации, разбираться в явлениях, которые происходят в обществе.
Современные дети более информированы в вопросах практической экономики, нередко имеют собственный заработок, но в то же время, могут быть политически безграмотны. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний о политике.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОГО БЛОКА В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.. 8
1.1 Роль изучения обществознания в современной школе. 8
1.2 Место обществознания в школьной программе. 19
1.3 Особенность изучения политических процессов. 23
Глава 2. Исследование эффективности изучения политических процессов в курсе обществознания. 32
2.2 Результаты анкетирования. 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Акапьев, В. Л. Роль компетентностного подхода в современном образовании / В. Л. Акапьев, Н. В. Немыкина, Н. И. Немыкин // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (7). С. 1402-1046
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю Лезебникова, А.И. Матвеев и др. – Москва: Просвещение, 2017. – 335 с.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю Лезебникова, А.И. Матвеев и др. – Москва: Просвещение, 2019. – 224 с.
Денисенко, Н. А. Политология : учебное пособие / Н. А. Денисенко. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005.
Зеленков, М. Ю. Социологический взгляд па проблемы современной российской молодежи / М. Ю. Зеленков. – Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации : электронный журнал. 2014. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33920.
Иванова Н.Г. Актуализация содержания учебников как фактор эффективности ЕГЭ по обществознанию/ Н.Г. Иванова/ Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. 2020. С.70 – 85.
Ирхин, Ю. В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. Москва: Юристъ, 2002. 511 с.
Канукова, Д. К. Ключевые компетенции в образовании / Д. К. Канукова // European research. 2015. № 6 (7). С. 85-93.
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: метод. пособие. М.: Ай-рис-пресс, 2005.
Коростелева, А. А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «обществознание» / А. А. Коростелева // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 91-99.
Немыкина, Н. И. Немыкин // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (7). С. 1402-1046.
Новопашина К.А. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях реализации ФГОС/ К.А. Новопаштна/ Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 47-49.
Основной задачей современного образовательного учреждения является формирование у учеников навыков реагирования в различных обстоятельствах, даже в условиях, ограниченных или отсутствующих знаний, а также ориентация на принятие решений в ситуации высокого риска. Если раньше акцент был на воспроизведении усвоенных знаний и их применении по алгоритмам в стандартных и нетипичных ситуациях, то сегодня важно производить новые знания и развивать способность к самостоятельному принятию эффективных решений[1].
В связи с этим важно научиться различать два схожих понятия: "компетенция" и "компетентность". Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества в эффективной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к их применению в профессиональной деятельности[2].
Известные ученые, включая И.Г. Агатова, А.В. Хуторского, и других, предлагают различные авторские интерпретации образовательных компетенций. Однако, все они согласны в том, что выпускники общеобразовательных учреждений должны обладать определенными компетенциями:
- политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем);
- компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий);
- коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов);
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением);
- когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь)[3].
[1] Коростелева, А. А. Основы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «обществознание»
/ А. А. Коростелева // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 91-99.
[2] Прахова, М. Ю. Оценка сформированности профессиональных компетенций / М. Ю. Прахова, Н. В.
Заиченко, А. Н. Краснов // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 21-30.
[3] Акапьев, В. Л. Роль компетентностного подхода в современном образовании / В. Л. Акапьев, Н. В.
Немыкина, Н. И. Немыкин // Фундаментальные исследования. 2013. № 11 (7). С. 1402-1046.