Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В настоящее время проблема детской агрессивности является одной из наиболее значимых и актуальных в современном обществе, поскольку обладает сильным дестабилизирующим влиянием.
Агрессивность современной молодежи носит в себе определенные причины и психологические особенности, которые затрагивают не только окружающих людей (родители, воспитатели, учителя, специалисты дополнительного образования, сверстники), но и создает проблемы и для самого ребёнка, оказывая влияние на его взаимоотношения с окружающими, определяет путь развития его личности и её сторон.
При переводе с латинского слова (agressio) можно встретить различные интерпретации и переводы, но в большей степени это слово будет характеризовать приступ или нападение [4].
Считаю, что выбранная мной тема очень актуальна, поскольку в работе специалистов дошкольных учреждений количество детей с агрессивным поведением отмечается стремительным ростом.
Содержание
Введение…………………………………………………………….………..…3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ …………………………………………………….…………….....9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика агрессивного ребенка..…...9
1.2. Проблемы детской агрессии и способы ее коррекции………………...14
1.3. Возможности коррекции уровня агрессивности старших дошкольников методами арт-терапии………………………………………………………..23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………..33
2.1. Организация экспериментального исследования..…….……..…….... 33
2.2. Коррекционная работа по снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста ……….……………………………………….………42
2.3. Проверка эффективности реализации программы…………………….45
Заключение………………………………………………………………… …65
Список использованной литературы………………………………………68
Список использованной литературы
Однотомные издания
Отдельное издание
- Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты/ Б.Б.Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2011. - 207 с.
- Бандура, А. Подростковая агрессия: изуч. влияния воспитания и семейных отношений, Уолтерс Р; Пер. с англ. Брянцевой Ю., Красовского Б. - Москва: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, 2010. - 509 с.
- Бернштейн, Н. А. Современные искания в физиологии нервного процесса монография / Н. А. Бернштейн. - Москва: Смысл, 2013. - 330 с.
- Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности Г. Э. Бреслав. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 137 с.
- Буйлова, Л. Н. Педагог дополнительного образования и педагог-организатор массовой работы (методические рекомендации по организации работы) /Л. Н. Буйлова. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.-126 с.
- Владимирова, Н. Ф. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с замедленным психическим развитием /Н.Ф. Владимирова. – Спб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2008. – 356 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология монография / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2011. - 480 с.
- Дукаревич, М. З. Лекции по характерологии /М. З. Дукаревич. - Москва: ЧеРо, 2009. – 170 с.
- Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов /А. И. Захаров. - Санкт-Петербург: КАРО, 2011. – 671 с.
- Корниенко, А. А. Детская агрессия простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. Корниенко. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012. - 199 с.
Согласно методике "Ребенок глазами взрослого" (Романова А.А.), мы проанализировали уровень агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы:
- 24% детей имели низкий уровень агрессивности,
- 52% - средний,
- и 24% - высокий уровень агрессивности.
Однако, следует отметить, что наши результаты были несколько искажены из-за небольшой выборки и ограниченности условий проведения эксперимента. Нам необходимо продолжить исследование, чтобы получить более точные результаты и убедиться в эффективности нашей программы.
В современном обществе вопросы воспитания и развития детей являются одними из самых актуальных. Каждый родитель стремится, чтобы его ребенок был не только умным и талантливым, но и адекватным в общении с окружающими. Одним из инструментов, который помогает оценить уровень агрессивности детей-дошкольников, является методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.).
Результаты эксперимента показали, что только 38% детей имеют низкий уровень агрессивности, в то время как 57% находятся в зоне среднего уровня агрессивности. Однако 5% детей имеют высокий уровень агрессивности, что является существенной проблемой как для ребенка, так и для его окружения.
Важно отметить, что уровень агрессивности не является постоянным и может меняться в зависимости от многих факторов, таких как семейная обстановка, примеры поведения из окружающей среды, воспитательный подход родителей и педагогов. Поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода и взаимодействия различных специалистов - педагогов, психологов, медиков и родителей.