Особенности развития речи в дошкольном возрасте
Введение
Актуальность исследования. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения, обучение родному языку и формированию устной речи.
Сегодня актуальное значение приобретает проблема заинтересованности детей к занятиям по развитию речи. Именно поэтому возникает необходимость поощрять дошкольников, поддерживать их интерес к занятиям. Дети этого возраста выполняют только те поручения, которые рождают любопытство, побуждают к увлечению. Занятия по живописи организует основу полноценного единения между собой и взрослыми, а изобразительная деятельность помогает детям осуществить такое единение.
Оглавление
Глава 1. Особенности развития речи в дошкольном возрасте. 4
1.1. Понятие речи, речевой деятельности и речевой компетенции. 4
1.2. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования. 11
Глава 2. Средства изобразительной деятельности для развития речи дошкольников 19
2.1. Сущность изобразительной деятельности в ДОО.. 19
Список литературы
- Алексеева, М.М., Яшина, В.В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.В. Яшина. – М.: Владос, 2015. – 187с.
- Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. - Москва: Карапуз, 2009. - 303 с
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 2018. – 311 с.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи // Детская речь. – М.: 2016. – 998 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2019. – 472 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет. – М.: Инфра-М, 2016. – 120 с.
- Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
- Дубровская А.В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. 2019. №2 (13).
- Жинкин, Н.И. Психолингвистика: избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 2018. – 288 с.
Когда ребенок переходит во вторую младшую группу, у него уже есть достаточный активный словарный запас, и он может хорошо ориентироваться в звуковом составе слова. На этом этапе следует начать работу над овладением фонетической системой языка, проводя ее последовательно и учитывая возрастные возможности ребенка.
Следует отметить, что навыки правильного и четкого произношения, а также использования звуков в речи и умение их различать, ребенок осваивает не сразу. С увеличением возраста у него появляется больше навыков, поэтому важно использовать более простой материал и уделять больше времени его отработке, особенно у маленьких детей [2].
Во второй младшей группе детей необходимо работать над отработкой более простых звуков, таких как а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. К 4 годам ребенок усваивает навыки произношения отдельных звуков и может услышать их в словах. Поэтому в средней группе можно начать работу с более сложными звуками, такими как т, д, н, к, г, х, ы.
В старшей группе детей принято отрабатывать звуки, которые появляются в речи ребенка позднее. Среди них: ш, ж, щ, л, р, й.
Степень освоения произношения всех звуков является ключевым условием для перехода ребенка к новому этапу развития речи, связанному с овладением фонематической системой языка и усвоением основных различий, характеризующих звуки речи, таких как твердость-мягкость и звонкость-глухость. Этот этап работы проводится в подготовительной группе перед поступлением в школу.