Университет как интеллектуальная среда
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление системы высшего образования и развитие идеи университетов имеют многовековую историю, изучение которых позволяет понять, как влияет изменение университетов на жизнь общества, организацию обучения студентов, формирование личности в данной среде и эволюцию в целом. Анализ среды университета способствует пониманию тенденций, к которым стремится система высшего образования, а знание этих тенденций помогает видеть перспективы развития общества. Исследование интеллектуальной среды в МГУ им. Н. П. Огарёва позволяет понять историю и формирование предпосылок для дальнейшего развития системы высшего образования. Изучение моделей университетов, в том числе современных, определяет векторы развития высших учебных заведений.Интеллектуальная среда университета рассматривается как важнейшее звено в развитии современного университета в России, определяющее целостность всей цепи реформ высшей школы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Университет в контексте культуры 10
Феномен университета: культурно-исторический аспект 10
Гуманитарное и интеллектуальное пространство университета 17
2 Мордовский государственный университет – центр интеллектуального развития региона 23
2.1 Научные школы Мордовского университета 23
2.2 Университет XXI века: традиции и инновации 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев А. Ю. Русско-немецкие университетские связи во второй половине XVIII - первой четверти XIX в.: дис. ... д-ра истор. наук: 09.00.04 / Андреев Андрей Юрьевич. – Москва : 2006. - 695 с.
Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы: монография / А.Ю. Андреев. - Москва : Языки славянских культур, 2009. - 640 с.
Ахиезер А. С. Социальное пространство и человеческий фактор в свете теории урбанизации / А.С. Ахиезер // Проблемные ситуации в развитии города.
Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы – Москва : ИЦПКПС, 2003. – 126 с.
Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. - Москва : Искусство, 1986. - 445 с.
Бекус-Гончарова Н. Э. Университет как место социальной рефлексии // Сб. мат-ов Третьей междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению» под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. – Минск : БГУ, – 2002. – С. 48–56.
Берлинский университет имени Гумбольдта [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/92956 Бороздин И. Н. Университеты в России в первой половине ХIХ века. История нашего времени (современная культура и её проблемы) / под ред. проф. М. М. Ковалевского, К. А. Тимирязева. Петроград, 1915.
Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдьё // THESIS. – 1993. – Вып. 2. – С. 141.
Василенок, В. Л. О критериях оценки продуктивности научных школ в вузах России / В. Л. Василенок, Н. И. Усик // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2011. – № 1. – С. 6–12
Вернадский В. И. Письма о высшем образовании / В. И. Вернадский // Вестник воспитания. – 1913. – № 5. – С. 7-9.
В Европе преобразование частной школы права в университет раньше всего произошло в Болонье. Это событие было обусловлено стечением ряда обстоятельств. В X–XI вв. Болонья была узловой точкой торговых путей, через которую шли паломники с Севера в Рим. Болонские учителя права были известны всей Европе и имели большой контингент обучаемых. Университет возник в Болонье после того, как иностранные студенты объединились для совместной защиты своих прав в борьбе с городом [4]. Таким образом, заслуга создания университета в Болонье принадлежит первым «глоссаторам», которые привлекли сюда учеников не только со всей Италии, но и с разных концов мира. Вслед за Болонским, тоже в середине XII в. а, статус университета получила высшая медицинская школа в Салерно.Возникновению Парижского университета способствовало превращение Парижа в политический, экономический и культурный центр, а также – усиление власти Капетингов (987–1328). В Парижском университете исключительным предметом занятий была теология, ибо католическая церковь, стремясь овладеть университетским движением, сама выступила в этом случае в роли главного организатора [6]. Преподаватели пользовались поддержкой и папы, и короля.Названные университеты не имели разделения на факультеты. Парижские студенты были хорошо обеспечены питанием, а для малоимущих в 1180–1186 гг. появились первые общежития. В Парижский университет стекалось огромное число студентов, в XVI в. их было до 20 тысяч. Часть студентов жила в университетском общежитии (коллегиуме), часть – в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета. Студенты одной национальности объединялись в «нации» – особые организации, подобные современным студенческим землячествам.