Внеурочная деятельность как средство формирования творческих способностей младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы охватывается в том, что на сегодняшний период образование человека определяется не только знаниями, однако и его развитием, возможностью воспринимать необыкновенные заключения и умеющими творчески мыслить. Принимая во внимание с этим, присутствие внешкольной деятельности, дозволяющей раскрутить созидательные талантливости элементарно необходимо. В образовательном стандарте большущее увлечение отводиться внеурочной деятельности младших школьников, так как развитие творческих способностей является важнейшей задачей школы.
Внеурочная деятельность выдает огромные способности ради извлечения знаний, учащихся на всех ступенях обучения – от начального до старшего школьного возраста. Она привлекает своими приёмами, присоединяющими выразительность, подсобляющими предпочтительнее приобрести источник и мотивировать детей к обучению. В области внеурочной работы ребята, зарабатывают вероятность персонального вырабатывания этих способностей, какие порой они получают в учебном процессе. Следовательно, в процессе занятий многообразными вариантами деятельности, сообразные индивидуальными интересами, которые ребёнок выбрал самостоятельно он идёт на общий контакт с педагогом [20; с. 18].
На данный момент, в преподавательской сформировалось расхождение промежду целеустремленным вырабатыванием созидательных способностей, так как существует множество свежеиспеченных разнообразных технологий [13; с. 15].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……… 6
1.1. История развития внеурочной деятельности в начальной школе.. 6
1.2. Суть и этапы развития творческих способностей во внеурочной деятельности у младших школьников…….. 10
1.3. Организация и особенность внеурочной деятельности как одной из условий развития творческих возможностей………… 14
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………….. 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Деятельность по развитию творческих способностей внеурочной деятельности …… 20
2.2. Диагностика выявления уровня развития творческих
способностей младших школьников и анализ её эффективности……... 25
2.3. Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников……………. 33
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки. Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы: моногр. / М.А. Абрамова. - М.: Владос, 2002. – 128 c.
3. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника / Т.П. Авдулова. - М.: Владос, 2017. – 28 c.
4. Андреева, И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. – Минск: Современная школа, 2015. – 72 с.
5. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 75 с.
6. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2012.
7. Боголюбова Н. С. Форматирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. - М.: Галактика, 2013. – 208 с.
8. Большакова, Е. С. Формирование творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Большакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). – С. 409. – URL: https://moluch.ru/archive/348/78466/
9. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / Под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского // Научное творчество. – М. 2009.
10. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.С. Бухарова. – М.: Юрайт, 2018. – 27 с.
11. Валеев, Г.Х. Развитие творческого потенциала личности / Г.Х. Валеев. – Уфа: БИПКРО, 2008.
12. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. – М: Педагогический поиск, 2009. – 95 с.
13. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015.
14. Воскобойников В.М. Как определить и развивать способности ребенка - СПб.: Респекс, 2006. – 15 с.
14. Воспитание школьников во внеурочное время. - М.: Просвещение, 2015. – 92 c.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2012. – 43 с.
16. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: АКАДЕМ. РАЗВИТИЯ Яро, 2017. – 176 c.
17. Гилъбух, Ю. 3. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Ю. 3. Гильбух, О. Н. Гарнец, Н. П. Коробко // Вопросы психологии. — 2011. — № 1.
18. Гостилович Т. К. Изобразительное искусство и художественное творчество как одно из важнейших средств развития творческого мышления у младших школьников // Вестник ТГУ. 2017. № 8. – 245 с.
19. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд., М.: Просвещение, 2013. 10 с.
20. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В. Дубровина М.: Просвещение, 2007. – 18 с.
21. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2. - М.: Просвещение, 2012. – 44 c.
22. Евладова Е.Б. Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г. - М.: [не указано], 2015. – 482 с.
23. Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей / Т.М. Жукова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – 46 с.
24. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2011. – 88 c.
25. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. - С.41.
26. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся / В.П. Козвонина // Начальная школа. – 2012. – №7. – 27 с.
27. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. – Пенза: НМЦ отд. обр-ия гор. админ., 2008. – 38 с.
28. Комоед, Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности / Н.И. Комоед.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 99 с.
29. Коннер, Б. 500 идей для творческого развития. Играем, изображаем, рисуем, танцуем, поем, пишем, строим / Б. Коннер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 38 с.
30. Кравцева И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2014. – № 1.
31. Кудрявцев, В.Т. Диагностика общих творческих способностей дошкольника / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельчиков // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: Сборник статей. – Дубна, 2005. – 126 с.
32. Куприянов Б.В. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред, проф. образования/ [Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, А.Е. Подобин и др.]; под ред. Б.В. Куприянова.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
33. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин, И.С. Аверина и др.; под ред. A.M. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2011.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2007. – 45 с.
35. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое пособие/ Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова/ Под общ, ред. А.П. Мишиной. - М.: Планета, 2015 –72 с.
36. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. – М.: Лада, 2011. – 60 c.
37. Петрушин, В.И. Развитие творческих способностей / В.И. Петрушин. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 25 с.
38. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2015. – № 2.1 (82.1). – С. 24-25. – URL: https://moluch.ru/archive/82/15022/
39. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики / В.С. Селиванов. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 17 с.
40. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Пособие для родит, и пед./А.Э.Симановский. - Ярославль: Гринго, 2006. – 192 с.
41. Степанова, Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии / Е.Н. Степанова. – М.: Академия, 2010. – 236 с.
42. Торренс П. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб, 2014.
43. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2009. – 116 с.
Электронные ресурсы:
45. https://multiurok.ru/index.php/files/kompleks-diagnosticheskikh-metodik-po-vyiavlenii-3.html
46. https://www.rastut-goda.ru/
47. https://otherreferats.allbest.ru/
48. https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-posredstvom-vneurochnoj-deyatelnosti
Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и по части воспитания. Так, в 1906 г. по инициативе К. Н. Вентцеля в Столице был открыт Дом независимого ребёнка, а в 1905 г. на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким устроен первый интеллигентный посёлок на средства, назначенные собственниками большущих предприятий. По проекту А.У. Зеленко на окраине Москвы в Марьиной роще было выстроено клубное здание ради детей. Преподавательский хор заключался изо профессиональных выпускников Московского института Е. А. Казимировой, Л. К. Шлегер, Н. О. Массалитиновой. Дети посещали всевозможные клубы. Любой из, каких располагал своё наименование и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, сценическим творчеством, где помимо многоопытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония.
В 1908 г. данный посёлок был закрыт за попытку «ввести коммунизм в среду детей». В 1910 г. Шацкий С.Т. сотворил подобное сообщество - «Детский труд и отдых», а в 1911 г. - летнюю колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60-80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Тут Щацкий С.Т. совместно с работниками в многоопытной службе апробировали мысли связи трудовой, эстетической и интеллектуальной деятельности, отношений педагогов и воспитанников, динамики вырабатывания младенческого сообщества. Детский коллектив совместно с воспитателями обговаривал все дела колонии. Творческому вырабатыванию возможностей воспитанников способствовала благоразумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок и остальные занятия.