Преодоление нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Преодоление нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи. В которой определены методики выявления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.07.2025
Объем файла
185 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Лексико-грамматическая структура предложения играет важную роль в становлении правильной связной устной, а в дальнейшем, и письменной речи. Неполноценность лексико-грамматического оформления речевого предложения затрудняет его понимание слушателем. Развитие лексико-грамматической структуры предложения ребенка является важнейшим условием его социализации, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей. Неразвитость лексико-грамматической структуры предложения дошкольников с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями по программе дошкольного образовательного учреждения.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Лингвистические и психолингвистические представления о лнксико-грамматической структуры предложния…………………………………………...5
1.2 Закономерности и этапы формировния лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи………………………..……10
1.3 Механизмы и симптоматика нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи……………………….…….17
1.4 Состояние вопроса о преодолении лексико-грамматической структуры предложения у тетей с общим недоразвитием речи в методической литературе………………………………………………………………………………….....21
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Обоснование и описание методики преодоления нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи………………………….…………………………………………………...…….30
2.2 Организация и результаты практического исследования нарушения лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитие речи…………….……………………………………………………………………....35
2.3 Обоснование и описание основных подходов в логопедической работе к преодолению нарушений лексико-грамматической структуры предложения у детей с общим недоразвитием речи……………………………..…….………......43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обученя родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Москва, 2000. 290 с.
Архипова, ЕФ. Стертая дизартрия у детей. Москва: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
Балданова, Т.С. Сравнительная характеристика лексико-грамматического строя речи дошкольников с общим речевым недоразвитием третьего и четвертого уровня / Балданова Т.С. под. ред. Г.С. Доржиева. Отв. ред. А.В. Жарникова. Улан-Удэ, 2021. 204-208 с.
Векшин, Н.Н. Грамматика русского языка /Н.Н. Векшин. Москва: Огни, 2016. 263 с.
Власова, Р.Д. Особенности работы по формированию навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Власова Р.Д. Академическая публицистика. 2021. № 2. 186-192 с.
Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. Воронеж: МОДЕК, 2016. 233 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. Академия педагогических наук РСФСР. Москва: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1961. 146 с.
Герасимова, С.П. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Герасимова С.П., Архипова С.Н. Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. 51-54 с.
Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию/В.П. Глухов// Дефектология - № 2. 1994. 56-73 с.
Глухов, В.П. Технологии коррекционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей с комплексными нарушениями психоречевого развития // Российский научный журнал. 2019. № 1. 130-136 с. [Электронный ресурс] — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21437318 (дата обращения 05.05.22)
Дегальцева, В.А., Швецова Е.В. Развитие связной речи у детей с ОНР // Современные тенденции развития системы образования: Сборник статей. Чебоксары, 2019. 324 – 327 с.

В ходе речевого становления ребёнок получает навык овладения языком как устройством, обеспечивающим восприятие и формирование речи. С.Н. Цейтлин утверждает, что в детском возрасте происходит овладение не только элементов языковых единиц, но также правил их создания и употребления. Автор подчеркивает, что каждый ребенок познает родной язык своим собственным путем. К основным факторам, воздействующим на развитие речи, она относит факторы биологические, а также отмечает, что на исследованием ребенком родного языка влияет и окружающая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок. Принмая во внимание, формирование лексики в различных аспектах обуславливается и социальной средой, в которой воспитывается ребенок [45].Получается, что ребенок в какой-то степени обязан быть уподоблен лингвисту, перед которым стоит схожая задача. Л.В. Щерба говорит о том, что ребенок поставлен перед потребностью добывать язык из речи, другого пути овладения языком не существует. Исследование лексики детьми идет в одно время с формированием способности употреблять эти слова в правильных грамматических формах. Следовательно, идет формирование лексико-грамматической стороны речи [50].