Развитие творческих способностей школьников в системе дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, является создание дополнительного образования детей, которые отличаются от учебных заведений, тем, что у человека есть право выбора вида деятельности, сложности и темпы развития образовательной программы дополнительного образования в выбранной области.В наше время роль системы дополнительного образования в подготовке молодого поколения значительно увеличивается.В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительно образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека в интеллектуальном духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит важнейший вклад в развитие целостной гармоничной личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Сущность понятий «способности» и «творческие способности» 5
1.2 Формы и методы развития творческих способностей в системе дополнительного образования 10
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1 Диагностика развития творческих способностей у школьников 17
2.2. Разработка программы кружка «Волшебная иголочка» в системе дополнительного образования 26
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Березина В. Г., И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель – СПб.: Изд–во Буковского, 1995. – 60 С.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.: Педагогика, 2003. – С. 78 – 81.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Астрель, 2010. – 672 С.
Крупина О.В., Ибатуллин М.Н. Основы творческого-конструкторской деятельности. Учеб. Пособие для студентов технолога – экономического факультета педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2006. – 220 С.
Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалёва.– 3 –е издание; перераб. и.доп. – М.: Просвещение, 2008. – 561 с.
Бруднов. А.К. Внешкольное дополнительно образование – насущное явление времени. Проблемы, поиски, решения. 2015. С. 5.
Буйлова Л. И. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. – 2015.
Куприянов Б.В. Воспитания и социализации в учреждениях дополнительного образования детей. // Дополнительно образование и воспитание. – 2015.c. 27.
Верба И.А. Внешкольная работа // Дополнительное образование – 2015-№7,8.-с.17-18.
Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Допольнительное образование.2016.-№2.-с.11-13.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. -М.: Дрофа, 2008. -528с.
Титов, Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования. – СПб.: Дополнительное образование, 2015.-с.18-22.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие. / Сост. И.В. Дубравина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 292 с.
Дружинина В.Н. Развитие и диагностика способностей.– М.: Наука.- 2003 г.- 512 с.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 257 с.
Способности – это психологические способности человека, от которых находится в зависимости успешность приобретения знаний, умений, навыков, но сами в свою очередь которые не сводится к наличию этих знаний и умений. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.Под способностями подразумевается индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны.Способностями называют такие особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как например вспыльчивый, вялость, медлительность которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.Также понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности – это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретение знаний, умений, навыков и успешности выполнения определённой деятельности [Бруднов, 2015, с. 3.].