Влияние учебной мотивации на процесс адаптации первоклассников к школе

Скачать дипломную работу на тему: "Влияние учебной мотивации на процесс адаптации первоклассников к школе". В которой организованы проанализированы и интерпретированы результаты исследования. Разработаны рекомендации для родителей и учителей.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.07.2025
Объем файла
159 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность. Переход ребенка из дошкольного возраста в школьный - это один из самых значимых и важных моментов в его жизни. От скорости адаптации ребенка, его способности быстро выработать оптимальный режим обучения и навыки работы, зависит не только его успех в усвоении знаний и умений, но и его социально-психологическое, психическое и физическое здоровье. Труднейший и противоречивый процесс становления личности на новой ступени социального развития делает вопрос о помощи школьникам особенно критическим и важным.
Школьная дезадаптация сильно искажает взаимоотношения между людьми и способствует возникновению ненормальных и аномальных проявлений поведения. Если процесс адаптации проходит неудачно, это может указывать на ухудшение работоспособности организма и перегрузку регуляторных систем, что в свою очередь может привести к возникновению физических заболеваний.
Р.М Баевский, Ф.Б Березин, Ю.А Александровский, Л.В Куликов - ученые, которые занимались изучением процесс

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи адаптации первоклассника к школе и учебной мотивации 6

1.1 Адаптация первоклассников в школе как психолого-педагогическая проблема 6

1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста, в частности, первоклассников 19

1.3 Проблемы учебной мотивации. Установление связи между мотивацией учения и адаптацией первоклассников. 30

Выводы по 1 главе 39

Глава 2. Исследование взаимосвязи адаптации первоклассника к школе и учебной мотивации 41

2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 41

2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи адаптации первоклассников к школе и мотивации учения 45

2.3 Работа педагога начальных классов с родителями учащихся как средство предотвращения дезадаптации и сниженной учебной мотивации 47

Выводы по главе 2 53

Заключение 56

Список литературы: 59

Список литературы:

Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю. А. Александровский. - Москва, 1995.
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.
Басманова, Т.В. Состояние здоровья и проблемы школьной адаптации первоклассников [Текст]. Т.В. Басманова //Вопросы современной психологии .2003. №1.-С.30.
Бачинин, В.А. Энциклопедический словарь [Текст] / В.А. Бачинин. - СПБ., 2001 - С.16.
Безруких, М.М. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы [Текст] / М.М. Безруких, Н.Ф. Виноградова, В.Р. Кучма, М.Р. Леонтьева // Дошкольник. Младший школьник. 2001. № 4. С. 4-10.
Безруких, М.М. Ребёнок идет в школу: знаете ли вы своего ребенка? [Текст] / М.М. Безруких, С.П.Ефимова. - Москва, 1999.-240с.
Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука,1988.-270с
Бернацкая, Н.А. Физиолого- психологические аспекты адаптации детей к школьному обучению [Текст] / Н.А Бернацкая. //Бюллетень сибирской медицины. 2005. № 1 -С.156-159.
Битянова, М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. Москва,1997.
Битянова, М.Р.Психолог в школе: содержание и организация работы [Текст] / М.Р. Битянова. Москва,1998.-С.128
Божович ,Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. - 321с.
Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973. -С. 66-97.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник [Текст] / Под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. Москва, 1998.
Грицанская, В.Л. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению [Текст] / В.Л. Грицанская, А.А. Савченко. Красноярск, 2006.-80с.
Гуркова, Е. А. Занятия с группой

Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Из-за недостаточно развитых моторных навыков и несовершенства мелких движений рук возникают серьезные препятствия при освоении навыков письма, работы с бумагой и использования ножниц.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У малышей дошкольного и начального возраста отлично функционирует подсознательная память, которая сохраняет в памяти яркие и эмоционально важные для них воспоминания и события из их жизни. Из-за недостаточной развитости мыслительных операций, первоклассники еще не обладают способностью использовать специальные приемы и средства запоминания, включая логическую и смысловую обработку материа