Программа формирования толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе толерантных.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения ми
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………… 14
1.1. Психолого-педагогический и историко-философский аспекты понятия «толерантность» ………………………………………………………… 14
1.2. Особенности формирования толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности ………………………………………………. 25
1.3. Психолого-педагогические условия формирования толерантности в младшем школьном возрасте …………………………………………... 35
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………… 47
2.1. Диагностика уровня сформированности толерантного отношения к сверстникам у младших школьников ………………………………….. 47
2.2. Комплекс занятий по формированию толерантного отношения к сверстникам у младших школьников ………………………………….. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 77
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдуевская Е.П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений [Текст] / Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. – М.: ЦСО РАО, 1995 г. 118–132 с.
Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений // Сб. науч. – метод. ст. М.: 2003 г. 85–92 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во: ?Пресс?, 2004 г. 96–99 с.
Андронова И.С. Технология развития толерантности младших школьников к культурным ценностям разных народов средствами русского и зарубежного фольклора. Изд-во ?Ишим?, 2019 г. 28–30 с.
Андреев В.И. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е издание. / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, – 2000 г. – 608 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических университетов / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, – 2003 г. – 264 с.
Асмолов А.Г. О смыслах понятия ?толерантность? /А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова //Век толерантности. М.: Изд-во ?МГУ? 2016 г. 8–12 с.
Асмолов А.Г. Слово о толерантности / А. Г. Асмолов // Век толерантности. № 1. – 2001 г.
Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., – 2010 г.
Асташова Н.А. Толерантность как условие самореализации личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-kak-uslovie-samorealizatsii-lichnosti (Дата обращения 22.02.2022).
Ахметжанова Г.В. Организация и проведение научных исследований в профессионально-педагогической деятельности. Электрон. учеб. – метод. пособие. Тольятти.: Изд-во ?ТГУ?, 2015 г. 40 с.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований//Педагогический аспект. –М.: Изд-во ?Педагогика?, 1989 г. 60 с.
Воспитание толерантности не быстрый, а скорее, наоборот, сложный и длительный процесс, осуществляемый в активный период становления личности и проявляющийся в течение всей жизни. Чтобы воспитание толерантности младшего школьника протекало успешно, от него требуется наличие предъявляемых образцов и мобилизация у него активного стремления к их овладению. Изложенное положение позволяет нам признать значимость деятельностного подхода к организации данного процесса, а именно:
- ориентация на деятельность учащегося;
- обеспечение субъективной свободы выбора деятельности и компонентов деятельности;
- опора на сознательность, самостоятельность и активность учащегося;
- организация воспитания через специально организованную деятельность и общение учащихся и педагога.
В основу процесса воспитания толерантности заложены идеи добровольного, осознанного выбора отношен