Анализ конструктивных и эксплуатационных особенностей систем запуска и зажигания ТРДД SAM-146 и пути их совершенствования
Введение
Система запуска двигателей – одна из важнейших систем самолета, так как любой полет начинается с запуска двигателей. Система запуска предназначена для запуска, прокрутки и вывода двигателя на минимальный режим устойчивой работы. Основной подсистемой является система раскрутки, которая предназначена для раскрутки ротора высокого давления во время запуска двигателя на земле или в полёте.
Система зажигания двигателей предназначена для подачи искр в камеру сгорания для воспламенения топливовоздушной смеси и непрерывного зажигания. Система зажигания состоит из следующих основных подсистем: система электропитания; система распределения; система коммутации.
SaM-146 установлен на российский ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet - 100, который предназначен для перевозки пассажиров на расстояние до 4600 км. Поэтому важна безопасность и надежность, в том числе и при запуске двигателя
Турбовентиляторный реактивный двигатель SaM-146 разработан фирмой “PowerJet” для использова
Содержание
Введение 6
1 Системы запуска и зажигания воздушных судов 8
1.1 Процесс запуска газотурбинного двигателя 8
1.2 Структура и классификация систем запуска авиационных газотурбинных двигателей 9
1.2.1 Системы раскрутки ротора 9
1.2.2 Системы зажигания топливовоздушной смеси 12
2 Анализ конструктивных элементов систем запуска и зажигания двигателя SAM-146 18
2.1 Система запуска 18
2.2 Система зажигания 24
2.2.1 Система электропитания 25
2.2.2 Система распределения 26
2.2.3 Система коммутации 29
2.2.4 Работа системы зажигания 30
2.3 Система управления запуском и зажиганием. 32
2.3.1 Общая информация о системе управления двигателем SaM146 32
2.3.2 Виды режимов запуска двигателя 35
2.3.3 Порядок управления при автоматическом и ручном запусках двигателя 38
2.3.4 Управление двигателем при отклонениях в работе системы запуска 39
2.4 Отбор сжатого воздуха 41
2.5 Конструктивные особенности систем запуска и зажигания SaM-146 43
3 Анализ технической эксплуатации и надежности систем запуска и зажигания 45
3.1 Программа технической эксплуатации 45
3.2 Техническое обслуживание систем запуска и зажигания двигателя SAM-146 49
3.2.1 Техническое обслуживание воздушного турбостартера 49
3.2.2 Техническое обслуживание клапана и воздушного трубопровода турбостартера 53
3.2.3 Техническое обслуживание системы зажигания 54
3.3 Обеспечение надежности в процессе эксплуатации 56
3.3.1 Этапы, влияющие на процесс запуска двигателя 58
3.3.2 Статистический анализ систем запуска и зажигания 62
3.4 Возможные методы совершенствования систем запуска и зажигания 66
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложение А 73
Приложение Б 77
Список использованной литературы
1. Дорошко С.М., Глазков А.С. Газотурбинные двигатели гражданской авиации: Уч. Пособие/СПБ ГУГА. СПБ, 2019. – Гл. 2 – С. 55 – 80.
2. Системы запуска авиационных двигателей: Метод., указания / Самара, гос. Аэрокосм. ун - т; Сост. И.В. Таммекиви. Самара, 2002. 34 с.
3. Мухаммедов Н.А. Обеспечение надежного запуска авиационного гтд на основе оптимизации характеристик пускового устройства и совершенствования системы управления: автореф. дисс. … к-та технических наук: 05.07.05; [Место защиты: РГАТУ им. П.А. Соловьева]. – Рыбинск, 2016. – 182 с.
4. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 80 – Газотурбинный двигатель SaM – 146/ЗАО ГСС – 2022 – 98 с.
5. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 74 – Газотурбинный двигатель SaM – 146/ЗАО ГСС – 2022 – 90 с.
6. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 49 – Газотурбинный двигатель SaM – 146/ЗАО ГСС – 2022 – 88 с.
7. Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95B/LR Раздел 76 – Газотурбинный двигатель SaM – 146/ЗАО ГСС – 2022 – 48 с.
8. Основы теории технической эксплуатации летательных аппаратов: учеб. пособие / Д.Ю. Киселев, И.М. Макаровский. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. – 96 с.
9. RRJ – 95B (SaM146). АТА 70-80. Сило
Работа системы зажигания при автоматическом запуске двигателя на земле. При достижении двигателем оборотов включения системы зажигания начинает работать одна свеча зажигания, а при выходе двигателя на минимальный режим устойчивой работы выключается. Если двигатель успешно запущен, DECU автоматически заменит свечу зажигания при следующем запуске, чтобы свечи зажигания срабатывали попеременно.
Работа системы зажигания при автоматическом запуске двигателя в полете. Обе свечи зажигания начинают работать при установке переключателя ENG START на панели управления двигателями, расположенной на центральном пульте пилотов, в положение IGN / ON и отключаются при установке переключателя ENG START в положение OFF.
Работа системы зажигания при ручном запуске двигателя. Обе свечи зажигания начинают работать при установке выключателя ENG MASTER L (R) на панели управления двигателями в положение ON и отключаются при достижении двигателем режима работы малый