Исследование влияния личностных особенностей на психологический климат в трудовом коллективе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отмечается значительный рост интереса руководителей к поддержанию психологически-грамотного климата в трудовой деятельности. Это обуславливается тем, что большая часть компаний стремится выживать, а также преуспевать в собственном ремесле. Именно благодаря психологическому климату в трудовой атмосфере можно добиться значительно более высоких результатов работы. Как отмечают многочисленные исследования групп, чем комфортнее человек ощущает себя на работе, тем более высокие показатели работы он показывает [3].
Коллектив – это люди. И каждый отдельный человек в той или иной степени влияет на общую атмосферу внутри рабочей группы. Каждый индивидуум, благодаря личностным особенностям и индивидуальным качествам, может создавать как положительный, так и отрицательный фон в трудовом коллективе. Положительный фон благоприятно влияет не только на самого человека и его работоспособность, но также помогает фирме развиваться.
Считается, что именно грамотная оптимизация личностных и групповых возможностей оказывает влияние на эффективность деятельности группы.
Также, если в компании отмечается благополучная психологическая атмосфера при работе, человек может не только работать лучше, но и показывать иные возможности, скрытые потенциалы.
Стоит отметить факт того, что актуальность данного исследования высока как сто лет назад, так и в современном мире. Обществу еще сложно понять, как психологически-грамотный климат влияет на обстановке в коллективе, однако многие организации начинают задаваться этим вопросом. Благодаря проведенным исследованиям был выявлен значительный рост производительность фирмы с высоким уровнем благоприятного климата.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретико-методологические основы изучения психологического климата 4
1.1. Понятие и структура малой группы и коллектива 4
1.2. Психологический климат в коллективе и методы его исследования 6
1.3. Социально-психологические факторы, влияющие на психологический климат коллектива. 9
2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на психологический климат в трудовом коллективе 11
2.1. Описание выборки и методического аппарата исследования 11
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 12
Заключение 17
Список используемых источников 19
Список используемых источников
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Андреева, С.Г. Психологические основы управления персоналом / С.Г. Андреева, Т.А. Горская. – СПб. : СПбГЭТУ, 1997. – 66 с. Беденко, С.В. Влияние манипулятивной направленности личности руководителя на социально-психологический климат группы : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / С.В. Беденко. – Ростов-наДону, 2008. – 26 с.
3. Базаров, Т.Ю., Долгополова, О. А. Психологические аспекты управления персоналом в системе государственной службы [Текст]: Учебное пособие / Базаров, Т.Ю., Долгополова, О. А.-Волгоград. Изд-во ВАГС.2002.-224 с.
4. Борзунова, А.К. Соотношение психологической защиты и социальнопсихологического климата группы / А.К. Борзунова // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 4. – С. 174-179.
5. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Гришина, Н. В.: СПб.: Питер. 2004. 464с.
6. Журавлев, А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 1988. – Т.9. – № 6. – С. 53–64.
7. Залесский, Г. Е.Психологические вопросы формирования убеждений [Текст]: Учебное пособие / Залесский, Г. Е. М.: Изд-во МГУ. 1982. -118 с.
8. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д., Фролов, Д. Ф., Грабенко, Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст]:. / Зинкевич – Евстигнеевой Т. Д. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
9. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]: Учебное пособие /: Ильин, Е. П. СПб.: Питер.2004.-706с.
10. Крегер, О., Тьюсон, Дж. М. Типы людей: 16 типов личности определяющих, как мы живём, работаем и любим: Пер. с англ. М.: Персей: Вече: АСТ. 1995. -544 с.
11. Кричевский, Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст]:. М.: Дело, 1996. -384 с.
По результатам социограмы можно увидеть, что 2 и 6 респондент находятся в центре коллектива, имя больше всего выборов. 9 же респондент находится на самой дальней линии. Его выбор также взаимен, однако он находится дальше всех от общего коллектива.
Также важным стоит отметить, что не было сделано ни одного отрицательного выбора. При беседе каждый из исследуемых отмечал, что хоть у них и случаются недомолвки, конфликты, заминки, они – дружный коллектив и всегда решают проблемы. Особенно хорошо это можно увидеть на социограмме, где каждый член группы в той или иной степени включен в коллектив. Явным лидером можно отметить исследуемого под номером два. Он также, анализируя методику выше, имеет демонстративный и экзальтированный тип акцентуации.