Специфика логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Скачать дипломную работу на тему: Специфика логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. В которой определены методики проведения экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной речи. Изучены особенности речевых ошибок детей с ЗПР.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.07.2025
Объем файла
600 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Одним из основных направлений деятельности любого дошкольного образовательного учреждения стало развитие у детей дошкольного возраста коммуникационной грамотности через поиск решения с помощью вербальных средств, которые актуальны для детей в различных сферах жизни (учебной, культурной, бытовой). Но, тем не менее, на сегодняшний день, не все дети способны владеть вербальными средствами коммуникации. Эти дети нуждаются в помощи, в рамках которой проводится работа, направленная как раз на развитие средств речевого общения.Противоречие исследования. Первоначально изучение речи дошкольников с задержкой психического развития обычно было сосредоточено на внешней стороне речевых сложностей. Внедрение основ психолингвистики в науку и педагогическую практику дало огромный толчок для того, чтобы речь дошкольников с ЗПР стала анализироваться не только со стороны внешних проявлений.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………...…………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР………………………………5
1.1 Характеристика речевого развития детей в норме и детей с ЗПР………5
1.2 Особенности речевых ошибок детей с задержкой психического развития…9
1.3 Специфика формирования и развития связной речи у дошкольников с ЗПР….12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития……18
2.1 Методики проведения экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной речи……………………..18
2.2 Программа формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР…28
2.3 Контрольная диагностика по итогам коррекционной работы……….31
Заключение……………………………………41
Список использованной литературы…………....44

Список использованной литературы
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400 с.
АмасьянцР.А. Интеллектуальные нарушения / Р.А. Амасьянц. – М.: Академия, 2020. – 238с.
Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А.Г. Арушанова. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. – С. 4-16.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – 6-е изд., стереотип / О.С. Ахманова. – М.: Ком Книга, 2017. – 576 с.
Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.– 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2021.– 672 с.
БоряковаН.Ю.Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ,2012. – 226 с.
Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 194 с.
Виноградова, Н. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Н. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2011. - 34 с.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2017. – 177 с.
ГаспароваЕ.М. Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении / Е.М. Гаспарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 156 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 472 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 84 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2019. - 168 с.
Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам / О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.

Дошкольный возраст является значимым этапом в психическом и личностном развитии ребенка. Рассматриваемый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного развития. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии.Дошкольный возраст – стадия усиленного развития речи, это время усвоения многообразными способами ее применения, разнообразными функциями речи, время максимальной чувствительности к языковым явлениям и инициативного экспериментирования элементами языка, словотворчества. Повышение речевой активности инициировано расширением сферы общения и сферы постижения мира. Ребенок дошкольного возраста выходит за грани узкосемейной среды. Он общается с малознакомыми людьми, с ним разговаривают и гости, и посторонние люди в автобусе, и педагоги детских учреждений, студий, кружков и т. д. Он общается со сверстниками, находит друзей и партнеров по играм, договаривается с ними о замыслах и правилах действий. Все это предъявляет требования к богатой, многообразной и точной речи, в противном случае взаимопонимания не случится.Развитие речи дошкольников происходит в различных направленностях: «улучшается ее осмысление и практическое использование; она делается базой преобразования всех психических процессов и орудием мышления» [24].