Методические условия использования природных объектов в школе
ВВЕДЕНИЕ
При перестройке содержания и структуры обучения в современной школе все большую роль приобретает научное прогнозирование, поиски принципиально новых подходов к ее развитию, которое должно основываться на общих задачах демократизации нашего общества. Данный процесс предполагает реализацию важнейших принципов, не в полной мере отраженных в ранее существовавших системах обучения - гуманитаризацию образования и гуманизацию школьной системы в целом. Переход от авторитарной парадигмы образования к гуманистической дал толчок ретроспективному анализу философских и психолого-педагогических концепций о роли и месте образования в современном обществе. Иными словами, резкая смена образовательной парадигмы на современном этапе развития нашего общества привела к необходимости пересмотра всей концепции образования - как системы форм, методов и приемов передачи учащимся нового содержания, так и его содержательной области.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Краеведческий принцип обучения как дидактическая категория при обучении в современной школе
1.2 История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания
1.3 Методические основы изучения природных объектов в процессе преподавания биологии
2. Использование краеведческого материала в развитии экологической культуры и исследовательских навыков школьников
2.1 Проблема развития экологической культуры на уроках биологии в современной школе
2.2 Методика использования местного материала в развитии экологической культуры учащихся в курсе изучения биологии в 6 классе
2.3 Природные особенности СКО как основы развития экологической культуры учащихся 6 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Список использованных источников
Зуев В.Ф. Начертание естественной истории, изданное для народных училищ (по изданию 1786г. ). T.I – СПб.: Питер, 2012.
Герд А. Я. Особенности преподавания естествознания. // Учитель. - 1866. - №2-3. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Кайгородов Д.Н. Из родной природы: Хрестоматия для чтения в школе и семье. (по изданию 1905 г.) –Спб.: Нева, 2011. – С. 225.
Трайтак Д.И. Отражение природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники // Природоохранительное образование в средней школе. (по материалам издания 1978 г.).-С.57-63. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Толстой И. И. Заметки о народном образовании в России (по изданию 1907 г.) - 130 с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Будаков В.П., Симонов И.С. Вопросы краеведения в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926.-54с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Вагнер В.А. Природа и школьник. Изд. 2-е, - Л: Госиздат, 1926.- 198 с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Всесвятский Б.В. Краеведение в школе / Листки биостанции юных натуралистов. - №11.-М., 1925.-28с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Герд А.Я. Наша природа. Проработка естественно-исторических тем в школе первой ступени.-ЧЛ.-Прг.: ГИЗ, 1926.-56с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Гринкевич В.К. Краеведение в школе. - Л.: ГубОНО, 1925.-38с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Парфеник А.Н. Основные этапы развития отечественной методики естествознания. - дисс....докт. пед. наук. (защита в 1955 г.) - М.: РГБ ОД, 2015 – 246 с.
Болонский П.П. Новые программы ГУСа и учитель. - М.: Работник просвещения, 1925,- 32с. // DVD – диск "Педагогика и психология". – М., 2015.
Нащочина М.М. Методика использования краеведческого материала по ботанике в обучающих модулях: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02.- Санкт-Петербург: РГБ ОД, 2011.
Краеведение в наши дни - весьма обширная область знания, которая представлена целым комплексом научных дисциплин. В процессе своего исторического развития оно образовало такие ответвления как краеведение государственное, общественное и школьное.Исторический экскурс убеждает нас в том, что начатки школьного краеведения мы находим в трудах выдающихся ученых методистов, педагогов уже прошлых веков. Так, во второй половине 18 века первый русский методист В.Ф. Зуев строит свой курс "Начертание естественной истории..." и методику его преподавания на материале родного края. Именно его мы считаем пионером в изучении естествознания на основе местного гербария и коллекций природного материала [1, с. 96].В 19 веке внимание к краеведению, в том числе к школьному, еще более усилилось. Создаются специальные комитеты и Комиссии при Министерствах просвещения, которые адресуют школе специальные рекомендации по дальнейшему развитию этого нового направления.После школьной реформы 1852 года начинается медленный переход от преподавания естествознания словесным, описательным методом к методам, свойственным естественным наукам, таким как наблюдения и эксперимент.