Развитие диалога в ходе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу на тему: Развитие диалога в ходе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В которой определен комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие диалога у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучено понятие сюжетно-ролевой игры как метода развития связной речи.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.07.2025
Объем файла
226 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать себя [1].Образовательная или развивающая среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры.

Введение
1 Теоретическое обоснование проблемы развития диалога в ходе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности развития диалога  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Сюжетно-ролевая игра как метод развития связной речи
1.3 Возможности использования сюжетно-ролевой игры при развитии диалога у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2 Экспериментальное изучение проблемы развития диалога в ходе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1  Обоснование базы, выборки экспериментального исследования
2.2 Описание методик эксперимента и результатов первичной диагностики
2.3 Обучающий эксперимент
2.4 Анализ и интерпретация полученных данных экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Параметры анализа сюжетно-ролевой игры дошкольников по Н.Н.Серовой
Приложение Б Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр
Приложение В Планы-конспекты сюжетно-ролевых игр

Список использованной литературы
1. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2001.-324с.
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 95 с.
3. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с.
4. Кошелева Г.А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях / Г.А. Кошелева // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 4. – С. 25 – 26
5. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. - 284 с.
6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М., 1997-127 с.
7. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание – 1989. - №4. – С.23-29
8. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
9. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270с.
10. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Русская речь /Под ред. Л.В.Щербы. - СПб.,1987.- 259с.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999. - 300с.
12. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
13. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Изд.-во ГНОМ и Д., 2000. – 128 с.

Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов [14], Р.Е. Левина [24], Л.Ф. Спирова [44], – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. В.А. Петровский [36], А.Г. Рузская [43], О.В. Трошин [45] называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.Л.П. Якубинский отмечает, что диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [50]. Речевые клише облегчают ведение диалога.