Особенности состояния связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня
Введение
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е. Левина.) [23]Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи…………17
1.3. Способы выявления нарушений связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………...22
1.4. Методы использования коррекционной работы в преодолении нарушений развития связной речи детей с общим недоразвитием речи...27
Глава II. Экспериментальная работа по изучению коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи, организация исследования…………………………..43
2.2. Экспериментальное исследование и анализ результатов…………47
2.3. Коррекционная работа по преодолению нарушений связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………..60
2.4. Анализ и интерпретация проведённой коррекционной работы…...65
Заключение………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………….72
Приложение………………………………………………………………76
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов / МГПИ. – М., 1980.
2. Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3. Л.Н. Ефименкова // Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Н.С. Жукова // Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994.
5. М. Зееман //Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962.
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
7. Э.В. Кузнецов // Лексикология русского языка. – М., 1982.
8. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова //Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
9. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
10. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
11. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. / Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. – М., 1985.
12. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
13. В.Г. Петрова, И.В. Белякова // Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáка ди» — собака сидит, «атó» — молоток, «тя макó» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребёнка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трёхсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́ка» — книга; «пáка» — палка); «контурных» слов из двух-трёх слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать, «тя́ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п., в зависимости от периода обучения.У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной алалии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.