Особенности социальной идентичности одаренных старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, несмотря на множество программ и организаций, занимающихся работой с одаренными детьми на федеральном и региональном уровнях, все еще существуют определенные трудности в выявлении, поддержке и успешной социализации таких детей. Одаренные дети, которые обладают высокими способностями в различных областях, часто не могут полностью раскрыть свой потенциал и достичь полной самореализации.
Сегодняшнее общество сталкивается с возрастающей потребностью в создании благоприятных условий для развития одаренных детей. Это становится национальной задачей, которая требует обеспечения психолого-педагогической поддержки, стимулирования интереса к различным видам деятельности, учебе и труду. Одаренные дети обладают уникальными способностями, которые требуют особого внимания при их социализации. Важными аспектами развития одаренных детей являются их самоопределение, осознание своей роли в обществе и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В современном
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретический анализ психологической литературы по проблематике социальной идентичности одаренных старшеклассников..………………..9
1.1 Теоретический анализ подходов к изучению социальной идентичности..…………………...………………………………………9
1.2 Структура и механизмы формирования социальной идентичности…………………………………………………...………15
1.3 Особенности формирования социальной идентичности в подростковом возрасте……………...…………………………...….…22
1.4 Понятие одаренности, типология, факторы, влияющие на развитие одаренности, признаки одаренности………..…….……………..……26
1.5 Особенности социальной идентичности одаренных старшеклассников………………………..…………………………….32
1.6 Выводы по первому разделу…………………………...….….……….36
2 Экспериментальное исследование по выявлению особенностей социальной идентичности одаренных старшеклассников……...………….………..…...38
2.1 Обоснование гипотезы исследования…………………..………….....38
2.2 Процедура и методы исследования……….……………………….….40
2.3 Описание и анализ результатов ….………………………………..….46
2.4 Выводы по второму разделу…………………………………………..54
Заключение……………………………………..………………………………. 56
Список использованных источников ………………………………………….58
Приложения…………………………………………………………………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, Г. М. Социальная психология и социальные изменения / Г. М. Андреева // Психол. журн. – 2005. – № 5. – С. 5-15.
Мухина В.С. Проблема генезиса личности. / В.С. Мухина – М.: МГПИ, 1985 (1986). – 103 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. / Т.Г. Стефаненко – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Хрусталева, В. В. Особенности социальной идентичности подростков. [Электронный ресурс] / В.В. Хрусталева. – URL: http://www.mpsu.ru/default/sites/files/pub/actual_probl_n4_14site.pdf. (дата обращения: 25.02.2023)
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: 2006. — 352 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.
Пиаже Ж. Человек и общество. Москва: Академический проект, 2001.
Бергер П., Лукман Т. Социальное строение реальности. Москва: Медиум, 1995.
Финней Т. Этническая идентичность и национальное самосознание. Москва: Российский университет дружбы народов, 2004.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47
Шинкарев А.Ю. Социальная идентичность в условиях глобализации. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
Холл, С. (1996). Тождество и рассеянность. Сборник статей по теории культуры. М.: Изд-во « КомКнига ».
Эриксон, Э. (1993). Детство и общество. М.: Изд-во МГУ.
Sherif, M., Harvey, O. J., White, B. J., Hood, W., & Sherif, C. W. Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave Experiment [Text]. / Norman, OK: University of Oklahoma Press. 1961 (Original work published 1954) - 222 p.
Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с.
Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.
Томе, Р. The Presentation
Они часто делают ставку на адаптацию к существующей системе, а не на самореализацию и профессиональный прорыв, что приводит к политической и гражданской пассивности и социальной инфантильности. [32]
В заключении можно отметить, что подростковый возраст является периодом значительных изменений в различных сферах жизни, таких как физическая, психическая, социальная и культурная. Основной характеристикой этого возраста является формирование идентичности, которое сопровождается кризисом и поиском места в мире, установления ценностей и убеждений, а также формирования социальной идентичности.
Важными особенностями социально-психологического развития подростков являются повышенная эмоциональность, увеличение значимости сверстников и возможность для ролевого эксперимента. Кроме того, культурные и социальные факторы играют важную роль в формировании личности подростка.
Таким образом, понимание особенностей подросткового воз