Особенности социальной идентичности одаренных старшеклассников

Скачать дипломную работу на тему: "Особенности социальной идентичности одаренных старшеклассников". В которой исследовано понятие одаренности, типология, факторы, влияющие на развитие одаренности, признаки одаренности. Проведено экспериментальное исследование по выявлению особенностей социальной идентичности одаренных старшеклассников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.07.2025
Объем файла
182 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, несмотря на множество программ и организаций, занимающихся работой с одаренными детьми на федеральном и региональном уровнях, все еще существуют определенные трудности в выявлении, поддержке и успешной социализации таких детей. Одаренные дети, которые обладают высокими способностями в различных областях, часто не могут полностью раскрыть свой потенциал и достичь полной самореализации.
Сегодняшнее общество сталкивается с возрастающей потребностью в создании благоприятных условий для развития одаренных детей. Это становится национальной задачей, которая требует обеспечения психолого-педагогической поддержки, стимулирования интереса к различным видам деятельности, учебе и труду. Одаренные дети обладают уникальными способностями, которые требуют особого внимания при их социализации. Важными аспектами развития одаренных детей являются их самоопределение, осознание своей роли в обществе и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В современном

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Теоретический анализ психологической литературы по проблематике социальной идентичности одаренных старшеклассников..………………..9

1.1 Теоретический анализ подходов к изучению социальной идентичности..…………………...………………………………………9

1.2 Структура и механизмы формирования социальной идентичности…………………………………………………...………15

1.3 Особенности формирования социальной идентичности в подростковом возрасте……………...…………………………...….…22

1.4 Понятие одаренности, типология, факторы, влияющие на развитие одаренности, признаки одаренности………..…….……………..……26

1.5 Особенности социальной идентичности одаренных старшеклассников………………………..…………………………….32 

1.6 Выводы по первому разделу…………………………...….….……….36

2 Экспериментальное исследование по выявлению особенностей социальной идентичности одаренных старшеклассников……...………….………..…...38

2.1 Обоснование гипотезы исследования…………………..………….....38

2.2 Процедура и методы исследования……….……………………….….40

2.3 Описание и анализ результатов ….………………………………..….46

2.4 Выводы по второму разделу…………………………………………..54 

Заключение……………………………………..………………………………. 56

Список использованных источников ………………………………………….58

Приложения…………………………………………………………………... 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева, Г. М. Социальная психология и социальные изменения / Г. М. Андреева // Психол. журн. – 2005. – № 5. – С. 5-15.
Мухина В.С. Проблема генезиса личности. / В.С. Мухина – М.: МГПИ, 1985 (1986). – 103 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. / Т.Г. Стефаненко – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Хрусталева, В. В. Особенности социальной идентичности подростков. [Электронный ресурс] / В.В. Хрусталева. – URL: http://www.mpsu.ru/default/sites/files/pub/actual_probl_n4_14site.pdf. (дата обращения: 25.02.2023)
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: 2006. — 352 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.
Пиаже Ж. Человек и общество. Москва: Академический проект, 2001.
Бергер П., Лукман Т. Социальное строение реальности. Москва: Медиум, 1995.
Финней Т. Этническая идентичность и национальное самосознание. Москва: Российский университет дружбы народов, 2004.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47
Шинкарев А.Ю. Социальная идентичность в условиях глобализации. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.
Холл, С. (1996). Тождество и рассеянность. Сборник статей по теории культуры. М.: Изд-во « КомКнига ».
Эриксон, Э. (1993). Детство и общество. М.: Изд-во МГУ.
Sherif, M., Harvey, O. J., White, B. J., Hood, W., & Sherif, C. W. Intergroup Conflict and Cooperation: The Robbers Cave Experiment [Text]. / Norman, OK: University of Oklahoma Press. 1961 (Original work published 1954) - 222 p.
Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с.
Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.
Томе, Р. The Presentation

Они часто делают ставку на адаптацию к существующей системе, а не на самореализацию и профессиональный прорыв, что приводит к политической и гражданской пассивности и социальной инфантильности. [32]
В заключении можно отметить, что подростковый возраст является периодом значительных изменений в различных сферах жизни, таких как физическая, психическая, социальная и культурная. Основной характеристикой этого возраста является формирование идентичности, которое сопровождается кризисом и поиском места в мире, установления ценностей и убеждений, а также формирования социальной идентичности.
Важными особенностями социально-психологического развития подростков являются повышенная эмоциональность, увеличение значимости сверстников и возможность для ролевого эксперимента. Кроме того, культурные и социальные факторы играют важную роль в формировании личности подростка.
Таким образом, понимание особенностей подросткового воз