Формирование и развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности в учреждениях дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого начала своей жизни ребёнок испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Актуальность данной темы в том, что опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Для формирования навыков общения у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит коммуникативным играм. А само дополнительное образование – один из немногих способов совместить отдых ребенка и организовать досуг, обеспечивающий личностное развитие, интерес к обучению. Для достижения этой цели разрабатываются программы самых разных направлений – от народного художественного или декоративно-прикладного творчества до робототехники и менеджмента, а заниматься дети могут не только в разнообразных объединениях: кружках, клубах, лабораториях,
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….….........8
1.1 Теоретические основы использования игр в объединениях дополнительного образования……………………………………………………………………...8
1.2. Специфика организации игровой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования…………………………………………………17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…20
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы….…...………………20
2.2. Разработка программы, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 01.09.2011 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - М.: Просвещение, 2016. 64 с.
Книги/учебники:
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 608 с.
3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2016. -151 с.
4. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова.- Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 215 с.
5. Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников / Р. Р. Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики . 2016. No 2 (7). С. 75
6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова / Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. М.:Педагогический поиск , 2015. С. 12-15.
7. Блинкова С.И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А.А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
8. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: «Питер», 2015. 304 с.
9. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2015. No 2. С. 149.
10. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе/ Р.С.Буре. М.:АСТ, 2015. 486 с.
11. Выготский JI.C. Психология развития ребёнка / JI.C. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2014. 512 с.
12. Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала
1.Повышение у учащихся интереса и мотивации к учебным занятиям.
2.В игре моделируются различные ситуации, в ходе которых у ребёнка пробуждается самостоятельность, умение решать проблемы без помощи других людей, сообразительность.
3.Моделирование проблемных ситуаций в игре формирует у ребёнка навыки принятия ответственных решений в сложных ситуациях
4.Улучшение отношений между другими товарищами по игре, детей могут сблизить друг с другом командные игры, где нужно всем вместе находить правильные пути решения проблем.
5.Изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.
Сюжетно-ролевая игра – это вид игры школьников, в основе которой лежит воображаемая ситуация, где дети перенимают социальные отношения людей, копируют жизнь взрослых, учатся ответственности и самостоятельности в принятии решений.
С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являютс