Воспитание основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественное любопытство ребёнка в познании окружающего мира может стать опасным для него. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение верно себя вести в разных ситуациях. Поэтому основная задача педагога – формировать основы безопасного поведения детей, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. Именно поэтому необходимо уделять внимание организации разных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.
Безопасность для детей дошкольного возраста – это не заучивание правил, а безопасный образ жизни. Ребёнок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту …………………………..5
1.1. Сущность воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста………………………………………………………. 5
1.2. Особенности воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста …………………………….………………………... 12
1.3. Методические рекомендации по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту…………………...……… 17
Выводы по первой главе ................................................................................ 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту………...…26
2.1. Исследование уровня воспитанности безопасного поведения детей дошкольного возраста ............................................………...………………26
2.2. Мероприятия по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту ………...…………........................................34
Выводы по второй главе ................................................................................43
Заключение…………………………………………………………………...44
Список литературы………………………………………………………….. 46
Список литературы
1. Алекссева, Т.Д. Взаимодействие с родителями дошкольников по формированию у детей основ безопасного поведения / Т.Д. Алексеева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №4. – С. 41-44.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 144 с.
3. Архарова, Л.И. Формирование навыков личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве / Л.И. Архарова // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. – 2021. – С. 13-19.
4. Балашова, А.С. Формирование основ безопасного поведения у детей в предметной деятельности / А.С. Балашова // ВФундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. – 2020. – С. 77-80.
5. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие / К.Ю. Белая, В.И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. – Просвещение, 2009. – 94 с.
6. Бутова, А.А. Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста / А.А. Бутова // Вестник ТОГИРРО. – 2018. – № 1 (39). –С. 75-76.
7. Герасимова, С. Р. К вопросам безопасности – творческий подход / С. Р. Герасимова // Педагогика и образование. – 2020. – С. 7-9.
8. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. – Спб.: Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
9. Загуляева Е.Н. Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Загуляева // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1122–1124.
10. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
11. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – 2015. – C. 45–48.
12. Казин, Э.М. Социально-педагогические подходы к здоровью как базовой адаптивной и социальной ценности / Э.М. Казин // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №9. – С. 30 – 36.
13. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2017. – 225 с.
14. Каюрова, А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС / А.Н. Каюрова// Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 384–386.
15. Коджаспирова, Г.М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Экон-Информ, 2009. – 386 с.
16. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет. [Текст] / Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011 – 168с.
17. Костина, А.В. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников / А.В. Костина // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт. – 2019. – С. 244-247.
18. Леонтьева А. Родители являются
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Г.К. Зайцев, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, И.Ю. Матасова, Р.Б. Стеркина, Л.Г. Татарникова, Т.Г. Хромцова и др.), мы пришли к выводу, что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях.
1.3. Методические рекомендации по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту
Главная цель основ безопасности жизни – научить ребёнка обеспечивать личную безопасность и уметь оказывать помощь другим. Ребёнок должен знать, что можно сделать, чтобы обезопасить себя от недобрых людей и где можно получить помощь в экстренных ситуациях.
Известный педагог Г.К. Зайцев является одним из самых ярких авторов, касающихся проблемы безопасного поведения. Его работы наиболее понятны и и