Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого отношения, тем более в дошкольном возрасте. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной [17], Л.С. Волковой [2], Т.Б. Филичевой [28], Ю. Ф. Гаркуша [9] и других.В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный, «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. В структуре коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи, по мнению большинства исследователей (Ю.Ф. Гаркуша [9], Г.С. Гуменная [11], Л. С. Выготский [8] и др.), значительное место должно отводиться развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сфере и личностному развитию.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития мышления и речи в дошкольном возрасте……………………………………………...…….…… 5
Развитие мышления у детей дошкольного возраста ………………... 5
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи……... 11
1.3. Изучение особенностей мышления у дошкольников с нарушениями речи …………………………………………….………………………...… 18
Выводы по главе 1……………………………….…………………………… 23
Глава 2. Диагностика особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ……………………… 26
2.1. Программа психолого-педагогической коррекции …………………… 26
2.2. Анализ результатов исследования ………...…………..……….…….. 34
2.3 Методические рекомендации по развитию пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………….…….. 43
Выводы по главе 2……………………………….…………………………… 47
Заключение……………………………………………………………………. 49
Список использованных источников и литературы……………………….. 50
Приложение…………………………………………………………………… 54
Список использованных источников и литературы
Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л. С. Вакуленко – Москва : Инфра-М, 2017. - 272 с.
Волкова Л.С. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова – Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
Волкова Л.С. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 / Л.С. Волкова – Москва : ВЛАДОС , 2009. – 205 с.
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 книгах / Л.С. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2006.
Волкова Л.С. Логопедия: учеб.для студентов дефект. фак.пед. вузов / Л.С. Волкова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А . Волкова. СПб. : Детство-пресс, 2007. – 144
Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. М. : Педагогика, 2006.– 420 с.
Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. Москва. : Педагогика, 2005. – 77 с.
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - Москва: Владос, 2000. - 158 с.
Гогоберидзе, А. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Гогоберидзе. – СПБ : Питер, 2013. - 464 с.
Гуменная, Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г. С. Гуменная – Москва : ВЛАДОС , 2010. – 195 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова - Москва: Просвещение, 1985. - 112 с.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. – Москва : Просвещение, 1990. -312 с.
По определению А.В. Брушлинского [26], - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового.Л. С. Выготский [7] Б. М. Теплов [24] выделяют следующие виды мышления: Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.