Динамика конфликтности в подростковом возрасте

Цель исследования: изучить динамику конфликтности в подростковом возрасте
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.08.2022
Объем файла
212 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст – это сложный период, который является переходным возрастом между детством и взрослостью, характеризующийся быстрым ростом, физическим и психологическим развитием. В этот период в самосознании происходят значительные изменения, а именно появляются чувство взрослости, новые мировоззренческие взгляды. Для подростка открывается новый внутренний мир, с установленными нормами, взглядами, правилами, формой поведения, символическими атрибутами, ритуалами. 
Подросток старается «охранять» свой внутренний мир от вмешательства других, тем самым скрывая свои переживания, чувства, мысли и желания. Поэтому в переходном возрасте зачастую подростки испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями, родителями. Подростки начинают усиленно отстаивать своё «Я». Однако взаимодействовать с взрослыми на равных, подросток пока не имеет такой возможности, а вот отношения со сверстниками становятся более напряженными в связи с разными  интересами, мнениями, позициями, кругом общения [1].

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1 Понятие «конфликт» как психологический феномен

1.2 Особенности формирования конфликтности в подростковом возрасте 

1.3 Современные исследования проблемы конфликтности подростков 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ, УРОВНЯ КОНСТРУКТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Методы и приёмы психологического исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте

2.2 Исследование динамики конфликтности в подростковом возрасте

2.3 Методические рекомендации, направленные на снижение уровня  конфликтности у подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдулова, Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Т.П. Авдулова // М.: 2018. С. 132.

2. Божович Проблемы формирования личности https://www.studmed.ru/view/bozhovich-li-problemy-formirovaniya-lichnosti_1b9aa4963a2.html

3. Виды конфликтов в психологии  https://psychologist.tips/241-vidy-konfliktov-v-psihologii.html#i-5

4. Ганеева А.А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности: автореф. дис. канд. психол. наук, Самара 2013. 20 с.

5. Демьянович, О.П. Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / О. П. Демьянович. - М.: 2016. С.124.

6. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: автореф. дис. канд. психол. наук, Кострома, 2013. 23 с. 

7. Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 24 с. 

8. Егоров, А. Ю. Расстройство поведения у подростков. Клинико- психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. М.: Речь, 2017. С. 448.

9. Значение слова «конфликт» по С.И. Ожегову https://tolkslovar.ru/k8531.html

10. Конфликт. Виды конфликта  https://studopedia.ru/10_172429_konflikt-ponyatie-opredelenie-vidi.html 

11. Конфликт как социально–психологический феномен  http://www.miu.by/rus/kaf_ep/kaf_download/31712_200653964.pdf

12. Конфликты в подростковом возрасте https://forpsy.ru/works/konfliktyi-v-podrostkovom-vozraste/

13. Методика диагностики к конфликтному поведению К. Томаса  [Электронный ресурс] URL: https://hr-portal.ru/article/metodika-diagnostiki-k-konfliktnomu-povedeniyu-k-tomasa (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

14. Методики  и стратегии разрешения конфликтных ситуаций [Электронный ресурс] URL: https://mai.ru/events/sfiro/articles/sec5/postoev.doc (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

15. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. М.: Лань, 2018. С. 128.

16. Морозова Е.В. Влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта: Тамбов, 2009. 20 с. 

17. Москаленко М.С. Педагогическое сопровождение позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка в процессе преодоления детско-родительских конфликтов: Москва, 2012. 24с. 

18. Огородник, С. И. Особенности конфликтного поведения современных подростков / С. И. Огородник, Л. В. Лященко// Образование и воспитание.2016. № 5 (10). С. 16-18.

19. Особенности формирования конфликтного поведения  подростков научная статья  https://moluch.ru/archive/105/24816/ 

20. Подольский, Д. А. Возрастно-психологические особенности "трудных подростков" / Д. А. Подольский. М.: 2019. С. 124.

21. Пономарев, И. В. Подростковый кризис и теория сознания Л.С. Выготского / И. В. Пономарев. М.: 2015. С. 308.

22. Причины конфликтов в подростковой среде file:///C:/Users/123/Downloads/prichiny-konfliktov-v-podrostkovoy-srede-analiz-mneniy-psihologov-na-osnove-izucheniya-sovremennyh-dissertatsionnyh-rabot.pdf

23. Прокофьева, Н. С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте / Н. С. Прокофьева, Т. Г. Бобченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/171/43361/ (дата обращения: 07.02.2022).

24. Психологические причины возникновения конфликтов https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/02/25/psikhologicheskie-prichiny-vozniknoveniya-konfliktov-v

25. Райс,Ф.Психологияподростковоговозраста/Ф.Райс.М.:Питер,2016.С.277

26. Самооценка конфликтности В.Ф. Ряховского [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.net/7_28895_test-samootsenka-konfliktnosti.html (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

27. Ситковская Психологические особенности конфликтности современных подростков file:///C:/Users/123/Downloads/psihologicheskie-osobennosti-konfliktnosti-sovremennyh-podrostkov%20(1).pdf 

28. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. № 4 (108). С. 706-708.

29. Тормосина Н.Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: 2014. 23 с. 

30. Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте» https://journalhelp.ru/psychology-test/37/1/samoocenka-razionalnogo-povedenia-v-konflikte.html

31. Янгичер Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии: Москва, 2010. 22 с.

Данные таблицы показывают, что большинство учащихся 8 класса отличаются высоким уровнем обладания навыками рационального поведения в конфликте.  Также уровень конфликтности восьмиклассников (38,75) не превышает уровень высокой степени конфликтности (≥50). Из этого следует, что ученики 8 класса способны сглаживать критические ситуации, учитывают взаимоотношения со сверстниками, способны избегать напряжённости в отношениях.
Из представленных стилей поведения в конфликте, чаще встречается стратегия «Компромисс» со значением выше среднего (7,42). При этом среди учащихся 8 класса нарастает роль стратегии «Сотрудничество» поведения в конфликтной ситуации, которая также характеризуется значением выше среднего (7,17).