Динамика конфликтности в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это сложный период, который является переходным возрастом между детством и взрослостью, характеризующийся быстрым ростом, физическим и психологическим развитием. В этот период в самосознании происходят значительные изменения, а именно появляются чувство взрослости, новые мировоззренческие взгляды. Для подростка открывается новый внутренний мир, с установленными нормами, взглядами, правилами, формой поведения, символическими атрибутами, ритуалами.
Подросток старается «охранять» свой внутренний мир от вмешательства других, тем самым скрывая свои переживания, чувства, мысли и желания. Поэтому в переходном возрасте зачастую подростки испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями, родителями. Подростки начинают усиленно отстаивать своё «Я». Однако взаимодействовать с взрослыми на равных, подросток пока не имеет такой возможности, а вот отношения со сверстниками становятся более напряженными в связи с разными интересами, мнениями, позициями, кругом общения [1].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие «конфликт» как психологический феномен
1.2 Особенности формирования конфликтности в подростковом возрасте
1.3 Современные исследования проблемы конфликтности подростков
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ, УРОВНЯ КОНСТРУКТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТЫХ СИТУАЦИЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы и приёмы психологического исследования конфликтного поведения в подростковом возрасте
2.2 Исследование динамики конфликтности в подростковом возрасте
2.3 Методические рекомендации, направленные на снижение уровня конфликтности у подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова, Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Т.П. Авдулова // М.: 2018. С. 132.
2. Божович Проблемы формирования личности https://www.studmed.ru/view/bozhovich-li-problemy-formirovaniya-lichnosti_1b9aa4963a2.html
3. Виды конфликтов в психологии https://psychologist.tips/241-vidy-konfliktov-v-psihologii.html#i-5
4. Ганеева А.А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности: автореф. дис. канд. психол. наук, Самара 2013. 20 с.
5. Демьянович, О.П. Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / О. П. Демьянович. - М.: 2016. С.124.
6. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: автореф. дис. канд. психол. наук, Кострома, 2013. 23 с.
7. Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 24 с.
8. Егоров, А. Ю. Расстройство поведения у подростков. Клинико- психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. М.: Речь, 2017. С. 448.
9. Значение слова «конфликт» по С.И. Ожегову https://tolkslovar.ru/k8531.html
10. Конфликт. Виды конфликта https://studopedia.ru/10_172429_konflikt-ponyatie-opredelenie-vidi.html
11. Конфликт как социально–психологический феномен http://www.miu.by/rus/kaf_ep/kaf_download/31712_200653964.pdf
12. Конфликты в подростковом возрасте https://forpsy.ru/works/konfliktyi-v-podrostkovom-vozraste/
13. Методика диагностики к конфликтному поведению К. Томаса [Электронный ресурс] URL: https://hr-portal.ru/article/metodika-diagnostiki-k-konfliktnomu-povedeniyu-k-tomasa (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
14. Методики и стратегии разрешения конфликтных ситуаций [Электронный ресурс] URL: https://mai.ru/events/sfiro/articles/sec5/postoev.doc (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. М.: Лань, 2018. С. 128.
16. Морозова Е.В. Влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта: Тамбов, 2009. 20 с.
17. Москаленко М.С. Педагогическое сопровождение позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка в процессе преодоления детско-родительских конфликтов: Москва, 2012. 24с.
18. Огородник, С. И. Особенности конфликтного поведения современных подростков / С. И. Огородник, Л. В. Лященко// Образование и воспитание.2016. № 5 (10). С. 16-18.
19. Особенности формирования конфликтного поведения подростков научная статья https://moluch.ru/archive/105/24816/
20. Подольский, Д. А. Возрастно-психологические особенности "трудных подростков" / Д. А. Подольский. М.: 2019. С. 124.
21. Пономарев, И. В. Подростковый кризис и теория сознания Л.С. Выготского / И. В. Пономарев. М.: 2015. С. 308.
22. Причины конфликтов в подростковой среде file:///C:/Users/123/Downloads/prichiny-konfliktov-v-podrostkovoy-srede-analiz-mneniy-psihologov-na-osnove-izucheniya-sovremennyh-dissertatsionnyh-rabot.pdf
23. Прокофьева, Н. С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте / Н. С. Прокофьева, Т. Г. Бобченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/171/43361/ (дата обращения: 07.02.2022).
24. Психологические причины возникновения конфликтов https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/02/25/psikhologicheskie-prichiny-vozniknoveniya-konfliktov-v
25. Райс,Ф.Психологияподростковоговозраста/Ф.Райс.М.:Питер,2016.С.277
26. Самооценка конфликтности В.Ф. Ряховского [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.net/7_28895_test-samootsenka-konfliktnosti.html (дата обращения 4.02.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
27. Ситковская Психологические особенности конфликтности современных подростков file:///C:/Users/123/Downloads/psihologicheskie-osobennosti-konfliktnosti-sovremennyh-podrostkov%20(1).pdf
28. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. № 4 (108). С. 706-708.
29. Тормосина Н.Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: 2014. 23 с.
30. Тест «Самооценка рационального поведения в конфликте» https://journalhelp.ru/psychology-test/37/1/samoocenka-razionalnogo-povedenia-v-konflikte.html
31. Янгичер Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии: Москва, 2010. 22 с.
Данные таблицы показывают, что большинство учащихся 8 класса отличаются высоким уровнем обладания навыками рационального поведения в конфликте. Также уровень конфликтности восьмиклассников (38,75) не превышает уровень высокой степени конфликтности (≥50). Из этого следует, что ученики 8 класса способны сглаживать критические ситуации, учитывают взаимоотношения со сверстниками, способны избегать напряжённости в отношениях.
Из представленных стилей поведения в конфликте, чаще встречается стратегия «Компромисс» со значением выше среднего (7,42). При этом среди учащихся 8 класса нарастает роль стратегии «Сотрудничество» поведения в конфликтной ситуации, которая также характеризуется значением выше среднего (7,17).