Развитие познавательных способностей учащихся при изучении ботаники
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С древних времен учителя искали способы наиболее эффективного обучения детей, решались задачи по определению таких методов и технологий, чтобы обучение проходило быстро и результативно, при разумных усилиях учителей и учащихся. Многие методы и технологии уже апробированы, но нет более или менее очевидного универсального методического сценария, которому учителя пытались бы следовать.
Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - как можно скорее показать учителям наиболее рациональные способы приобретения знаний, умений и навыков, выработанных предыдущими поколениями учителей[36].
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества образовательного процесса является активизация обучения школьников. Его особая значимость заключается в том, что преподавание, являясь рефлексивной и преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирован
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей учащихся при изучении ботаники. 7
1.1 Сущностная характеристика понятия «познавательные способности» 7
1.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся 13
1.3 Методические условия активизации познавательной деятельности учащихся 18
Выводы по первой главе: 30
Глава 2. Опытно -экспериментальное исследование по развитию познавательных способностей учащихся при изучении ботаники. 31
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента 32
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 40
2.3 Контрольный этап. 46
Выводы по главе 2. 52
Заключение 54
Список используемой литературы. 55
Приложение 60
Список используемой литературы.
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета,1996. - 566 с.
2. Арбузова, Е.Н. Теория и методика обучения биологии в 2 частях. Ч.1: учебник и практикум для вузов/ Е.Н.Арбузова.- 2-е изд, испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2022.- 295 с.
3. Ахметова Г.Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях обновленного содержания образования // Вестник науки. - 2021. - №5
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. - М.: Кнорус, 2011. - 269 с.
5. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. Минск, 2009.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973. (Биологическое и социальное в способностях: 37—65. Формирование способностей: 66— 95.)
7. Горбунова А. И. «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся» М.: Просвещение, 1989.
8. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах М.: Просвещение, 1996.
— 80 с.
9. Демьянков Е.Н., Соболев А.Н., Суматохин С.В. Биология. Сборник учебных познавательных задач с решениями и ответами для университетского лицея. – Орел: ОГУ, 2014. – 104с
10. Демьянков, Е. Н.Учебные познавательные задачи в обучении биологии [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Демьянков. - Орел : ОГУ, 2009. - 128 с.
11. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения : [Пособие для учителей и учащихся] / Е.Н. Дмитров. - Тула : Арктоус, 1997. - 77 с. ; 21 см. - (Родничок)
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. - 386 с.
13. Дусавицкий, А.К. Формула интереса/Дусавицкий, А.К.. - М.: Педагогика, 2014. - 145 с.
14. ЗагвязинскийВ.И.3.14 Методология и методика дидактического исследования.— М.: Педагогика, 1982.— 160 с.
15. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов- на-Дону: Легион, 2008.
16. Каирова, И. А. Педагогическая энцикл
На этом уровне ученик стремится взглянуть на информацию из разных перспектив, анализируя ее и делая выводы.
Третий уровень - творческая активность, где ученик становится автором своего знания. Он не просто воспроизводит информацию, не просто анализирует ее, но создает свои собственные идеи и концепции на основе полученной информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из этих уровней играет важную роль в образовании, и что развитие познавательной активности является основой успешного обучения.
В современной педагогике широко обсуждается тема активности учащихся в процессе обучения. Е. Коротаева провела анализ и выделила четыре основных типа учебной активности. Наиболее слабым типом оказалась нулевая активность, выраженная объектной позицией, когда ученик просто пассивно принимает информацию без каких-либо действий. Вторым типом является ситуативная активность, которая также