Особенности межличностных конфликтов подростков со сверстниками
Введение
Актуальность. Актуальность исследования конфликтности подростков определяется особенностями современной общественной жизни. Современный подросток входит в мир, который очень сложный по своему содержанию и установкам социализации. Это связано с перенасыщенным характером информации, которая глубоко воздействует на психику подростка, у которого еще нет четкой жизненной позиции и защитных механизмов.
Также это связано с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся. Сложность проявляется и с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологическими нравственными трудностями, которые порождают наше общество. Помимо этого всего, сложность современного мира связана с нарушением последовательности между поколениями, отсутствием духовности и внедрением посторонних ценностей, традиций, с падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения. Все вышеперечисленное вызывает у подростков чувство безнадежности и раздражения.
Конфликтное поведение может приводить подростков к различным правонарушениям. Несовершеннолетние являются наиболее криминально активной частью населения. Повышается агрессивность и дерзость подростков при совершении преступлений, возрастает число случаев изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Важной составляющей является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики межличностных конфликтов среди старших подростков в образовательной организации 7
1.1. Понятие «межличностный конфликт» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста 14
1.3. Формы и методы профилактики межличностных конфликтов старших подростков со сверстникам 19
Список использованных источников 30
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2010. – 823с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 284 с.
3. Акопян Р.Э., Петрова С.И. Особенности девиантного поведения // Вестник современных исследований. 2019. № 3.11 (30). С. 14.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е межд. изд. – CПб.: Питер, 2002.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
6. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения : учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. С.77.
7. Березин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С.В. Березин.– Самара : СамГУ, 1996. – 123 с.
8. Березин, С.В., Лисецкий, М.С. Концептуальные основы педагогической конфликтологии / С.В. Березин, М.С. Лисецкий //Актуальные проблемы университетского технического образования. – Самара, 1996. – 117 с.
9. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком: монография / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 201 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 268с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. − М., 1983. − Т. 3; Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. − М.: Просвещение, 1999. - 495 с.
12. Гильяшева, И.Н., Игнатьева, Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психическое исследование личности в клинике. – Л., 1978. – 324 с.
13. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд. МГУ, 1997. 544 с.
14. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 128 с.
15. Евдошенко О.В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 112.
16. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя / Предисл. Л. Голованова. – М.: Просвещение, 1994. – 222 с.
17. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 164с.
18. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова; отв. ред. Г.Л. Стольникова. М.: Владос, 2018 С.65.
19. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова; отв. ред. Г.Л. Стольникова. М.: Владос, 2014. С.53.
20. Колесникова Г. И. Девиантология – наука о девиантном поведении детей, подростков, взрослых: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2019. С.54.
21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2006. 433 с.
22. Кон, И.С. Дружба / И.С. Кон. Спб: изд-во Питер, 2005. 433 с.
23. Кон, И.С. Психология юношеской дружбы / И.С. Кон. М.: Сфера, 2003. 498 с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон. М.: Сфера, 1989. 487 с.
25. Кроник, А.А. Психология человеческих отношений /А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – М.: Гардарики, 2008. – 389с.
26. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Уч. пособие для вузов /И.А. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464с.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - СПб: Питер, 2008. – 420с.
28. Кучменко, А. В. Методика изучения коллектива, общения, личности. Часть 1: учеб. метод, пособие / А. В. Кучменко, Л. Ф. Чупров. – Абакан: АГПИ, 1988. – 74 с.
29. Лисецкий, М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте /М. С. Лисецкий. – Самара, 1996. – 79 с.
30. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. Л.: Медицина, 1991. С.76.
31. Лосенков, В.А. О юношеской дружбе / В.А. Лосенков. – Спб.: Питер, 1994. – 328 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
33. Мясищев, В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости /В.Н. Мясищев // Социальная психология личности. – М.: Гардарики, 2000. – 394 с.
34. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1995. - 356 с.
35. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова-Бочавер С М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 289 с.
36. Обозов, Н.Н. Психология дружбы и супружества / Н.Н. Обозов. СПб.: Питер, 2001. 387 с.
37. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев. 1990. 376 с.
38. Общая психология: учеб / под ред. А.В. Петровского .- 3-е изд., перераб. и доп. - М : Просвещение, 1986. - 464 с.
39. Ольшанский, В.Б. Межличностные отношения / В.Б. Ольшанский. - М.: Мысль, 2005. 433 с.
40. Паатова, М. Э. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков / М.Э. Паатова, С.Н. Бегидова, Н.Х. Хакунов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №1. С. 96
41. Петровский А.В. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис… докт. психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский; Ин-т пед. инноваций РАО. М., 1993.- 70 с.
42. Солнцева, Л.С. Метод исследования личности учащегося (использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии) / Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина. М.: Институт психологии, 2012. 320 с.
43. Татарова, С. П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: дис. док. … соц. наук: 22.00.04 / С. П. Татарова. – Улан-Удэ, 2017. – С.67.
44. Федоровский А.Е. Проблемы девиантного поведения в подростковой среде: теоретический обзор // Организация работы с молодежью. 2015. № 3. С. 14.
45. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн, 2009. 455 с.
46. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
47. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе / К.Фопель, М.: Сфера, 2009. 344 с.
48. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого "Я" / З.Фрейд. – М.: Сфера, 1995. 455 с.
49. Харре, Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию / Р.Харре // Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб: изд. Питер, 2001. – 512 с.
50. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. М.: Гардарики, 2011. 243 с.
51. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Сфера, 1995. 492 с.
52. Юркова, Е.В. Влияние уровня личностной зрелости на социальные представления о разнополой дружбе / Е.В. Юркова // Становление личности - норма и патология: материалы науч.конф.студентов и аспирантов. - СПб., 2002. - С.46-48
53. Юркова, Е.В. Дружба как социально-психологический феномен: гендерный аспект / Е.В. Юркова // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос.съезда психологов, 25-28 июня 2013 г. - СПб., 2003. С.583-586.
54. Юркова, Е.В. Психологическая диагностика представлений о дружбе и о себе / Е.В. Юркова // Справочник практического психолога. Психодиагностика. - М.;СПб., 2005. - С.535-561.
А.А. Ганеевой выделяются виды конфликтов, выделяемые в соответствии с порождающими их противоречиями. Она говорит о том, что подростковый возраст - сложное время формирования лично¬сти, с присущими ему различными кризисными явлениями. В процессе становления личности подрост¬ка возникают противоречия между физическим и социальным развитием, которые проявляются в виде внутренних и внешних конфликтов. У подростков конфликт возникает как с самим собой, так и с окру¬жающими. Конфликтность этого этапа онтогенеза во многом обусловлена переоценкой ценностей, осуществляемой в процессе взаимодействия с ближайшим социумом [26, с. 961].
Е.В. Морозова выделяет факторы, обусловливающие возникновение межличностных конфликтов подростков со сверстниками: 1) физиологический, 2) личностный - совокупность индивидуальных осо-бенностей, качеств и свойств, самооценка и др.), 3) деятельностный - учебная, спортивная, художе¬ственная, общественная деятельность. Индивидуальные особенности подростков, составляющие тип их личности определяют свойственные им способы решения конфликтных ситуаций со сверстниками. Данный автор описывает проявления в конфликте нескольких таких типов личности подростка.