Особенности корпоративной культуры организации с различным типом взаимодействия персонала
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и степень разработанности проблемы.
Непрерывность меняющихся социальных и экономических условий и стремительный рост использования компаниями информационных технологий способствовало созданию виртуальных организаций, а также активному созданию компаниями структурных подразделений, работающих в удалённом формате.
За последние 30-40 лет появилось большое количество теоретического и эмпирического материла по тематике организационной культуры. Однако, на современном этапе, вопросам организационной культуры компаний и подразделений, работающих в удалённом формате, уделяется недостаточное внимание, что обусловливает необходимость проведения теоретико-методических исследований в этом направлении.
Теоретико-методологические основы изучения виртуальных отношений в организациях были заложены многими отечественными и зарубежными учеными, которые легли в основу изучения проблем организационной культуры виртуальных организаций. Среди отечественных исследователей, этими проблемами занимались такие учёные, как Б. З. Мильнер, И. Н. Алексеев, Д. В. Иванов, В. В. Трофимов и другие, а также над данной тематикой работали зарубежные ученые: Д. Сигел, М. Витцель, М. Уорнер и другие.
Отечественный исследователь А. Л. Свенцицкий под организационной культурой понимает: «своеобразное сочетание компонентов материальной и духовной культуры, отражающих основные стороны жизнедеятельности данной организации» [39, с.379]. Таким образом, культуре организации присущ ряд функций, и она представляет собой систему взаимодействующих друг с другом элементов, что: «определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой» [21, с.390].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………10
1.1 Понятие и содержательные характеристики организационной культуры……………………………………………………………………………10
1.2 Типологии организационной культуры………………………………..21
1.3 Виртуальная организация и особенности её организационной культуры…………………………………………………………………………….32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ С ДИСТАНЦИОННЫМ И КОНТАКТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПЕРСОНАЛА……………………….43
2.1 Организация эмпирического исследования…………………………….43
2.2 Методы исследования…………………………………………………...45
2.3 Представление и анализ результатов…………………………………...48
2.4 Выводы…………………………………………………………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». ‒ М.: НИУ ВШЭ, 2020. ‒ 112 с.
2) Алиев И. Г. Эффективное управление «виртуальными» проектными командами, М.: СОЛОН-Пресс, 2017. ‒ 172 с.
3) Андреева И. В., Бетина О. Б. Организационная культура: учебное пособие / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, 2010. – 293 с4) Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2019. ‒ 381 с.
5) Балашов А.П. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособие / А.П. Балашов. ‒ М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. ‒ 299с.
6) Баркович А. А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная коммуникация: учебное пособие / А. А. Баркович. ‒ 5-е изд., стер. ‒ Москва: ФЛИНТА, 2020. ‒ 288 с.
7) Беликова И. П. Организационная культура. Учебное пособие / И. П. Беликова ‒ «АГРУС», 2013 ‒ 110 с.
8) Бойко В. В. Электронный менеджмент – как новый тип современного менеджмента / В. В. Бойко // Молодежь и экономика: новые взгляды и решения: межвуз. сб. тр. молодых ученых / под. ред. Л. С. Шаховской; ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – 244 с.
9) Болдонова И. С. Цыденова Н. С. Социально-философские проблемы виртуального общения // Вестник бурятского государственного университета. ‒ 2014. ‒ № 6 (1). ‒ С. 45‒49.
10. Брыксина О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. ‒ Москва: ИНФРА-М, 2021. ‒ 549 с.
В итоге, культура выгодных сделок может привести к краткосрочным успехам, но не способствует долгосрочному развитию компаний и отраслей. Поэтому важно помнить о необходимости развития культуры, которая будет способствовать передаче знаний и опыта от старшего поколения к молодым сотрудникам. Несмотря на это, в отраслях с выгодными сделками есть свои лидеры, которые формируют свою организационную культуру и корпоративный стиль. Они вынуждены постоянно улучшать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными и успешными.
Инвестиционная культура. Люди, занимающиеся инвестициями, проявляют свою культуру в различных сферах, включая промышленность, строительство и банковское дело. Основная характеристика этой культуры — это ориентация на будущее, которая выражается в крупных капиталовложениях, связанных с высоким риском и длительным периодом неопределенности. В инвестиционной сфере требуются сложные решения, за которыми необходимо ждать результатов. Сотрудники, занимающиеся этой работой, должны быть осторожными, терпеливыми и настойчивыми, так как они сталкиваются с трудностями и малой обратной связью в условиях неопределенности. Профессионализм и авторитет уважаются в областях принятия решений. В этих кругах придерживаются соглашений и контрактов, а сотрудники часто общаются и ведут обсуждение на совместных собраниях, где все вежливы и уважительны друг к другу. Все понимают, что они взаимозависимы, поэтому образуется атмосфера взаимности и солидарности. Стоит отметить, что решения, принимаемые в условиях неопределенности, могут объединять людей. Например, инвестирование в долгосрочные проекты в отраслях топлива или производства может не дать быстрых результатов, но может принести значительную прибыль в будущем.