Подготовка классных руководителей к индивидуализации воспитательного процесса

Скачать дипломную работу на тему: Подготовка классных руководителей к индивидуализации воспитательного процесса . В которой определено является разработка и обоснование содержания и средств подготовки классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. Изучены процесс подготовки классных руководителей к индивидуализации воспитательного процесса
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.07.2025
Объем файла
1391 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества возникает потребность в подготовке ребенка к различным, подчас непредсказуемым  явлениям. Для этого в основе образовательной деятельности должно лежать обучение подростка, обладающего определённым набором компетенций, необходимых для успешного выполнения соответствующих социальных ролей, развития и образования. Деятельность классных руководителей в школе ориентирована на развитие потребностей в  самопознании, самообучении, саморазвитии школьников, что  невозможно без осознания индивидом собственной индивидуальности. Одной из задач современного воспитания является формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения молодых людей к собственной жизни.

В контексте гуманистической парадигмы основной задачей для системы образования становится выявление свойств и особенностей детской личности, создание условий для ее свободного развития и самореализации. Данные вопросы потребовали пристального внимания, осмысления
и обогащения новыми идеями. Результатом этих размышлений стало появление концепции развития индивидуальности и индивидуализации образовательного процесса. Для реализации  идей этих концепций необходима соответствующая подготовка педагогов, классных руководителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Подготовка  классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса как проблема педагогической науки и практики. 11

1.1     Сущность индивидуализации  воспитательного  процесса. 11

1.2. Особенности педагогической деятельности классного руководителя по индивидуализации образовательного процесса. 20

1.3. Разработанность проблемы подготовки классных руководителей к индивидуализации воспитательного процесса. 27

ГЛАВА II. Обоснование модели подготовки  классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. 36

2.1.   Анализ подготовленности классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. 36

2.2. Модель подготовки   классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. 49

2.3. Проектирование подготовки классных руководителей к использованию средств индивидуализации. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ  1. 86

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Абдуллаева, Н. А. Особенности воспитательной работы классного руководителя / Н. А. Абдуллаева // Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 26 ноября 2021 года / Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 257-264.  
  2. Актуальные вопросы интереса в обучении  / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004. - 204 с.
  3. Бадашкеев М.В. Особенности образовательной среды сельской школы// Педагогика. 2020. № 4. С 32.
  4. Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 260 с.
  5. Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе : учебное пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. 281 с.
  6. Байбородова Л.В. Какие педагогические технологии являются современными? // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы международной
    научно-практической конференции [28–30 марта 2019 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль, 2019. С. 156 – 164.
  7. Байбородова Л.В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие.  Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022.  
  8. Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 260 с.
  9. Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе : учебное пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. 111 с.
  10.  Байбородова Л. В., Рожков М. И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности : учебник для классных руководителей бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. − 367 с.

В ходе исследовательской работы мы изучаем мнения взаимодействии – обучающийся - родители – классный руководитель. Классный руководитель в целом включен во внеурочную деятельность, но его учебная деятельность и воспитательная работа им также затрагивается. Анкета классных руководителей состояла из нескольких вопросов. Первая часть  вопросов была направлена на выявление мнения   классных руководителей о том, проводится ли педагогами диагностика и самодиагностика собственных возможностей, от которых зависит индивидуализация  на занятии. Вторая часть  вопросов, на анализе которых можно сделать вывод о подготовленности классных руководителей к  индивидуализации в практике общеобразовательных организаций, заключалась в изучении применяются ли эффективные формы взаимодействия с родителями. В третьей части содержались дополнительные вопросы для выяснения  тех фактов, которые отражают, осуществляется ли педагогическое (тьюторское) сопровождение индивидуальной траектории обучающихся.

Таким образом, в ходе анкетирования был изучен опыт работы   по реализации  использования индивидуализации образовательного процесса классными руководителями в сельских школах. Обобщение опыта учителей из МОУ «Великосельской СШ Гаврилов-Ямского муниципального района» и Вощажниковской СОШ Борисоглебского района и нескольких других школ позволило получить достоверную картину результатов исследования.

Проанализируем подготовленность классных руководителей, детей и родителей  к индивидуализации образовательного процесса, опираясь на проведенные ранее исследования преподавателями ярославской школы педагогики под руководством Л.В. Байбородовой.