Подготовка классных руководителей к индивидуализации воспитательного процесса
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества возникает потребность в подготовке ребенка к различным, подчас непредсказуемым явлениям. Для этого в основе образовательной деятельности должно лежать обучение подростка, обладающего определённым набором компетенций, необходимых для успешного выполнения соответствующих социальных ролей, развития и образования. Деятельность классных руководителей в школе ориентирована на развитие потребностей в самопознании, самообучении, саморазвитии школьников, что невозможно без осознания индивидом собственной индивидуальности. Одной из задач современного воспитания является формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения молодых людей к собственной жизни.
В контексте гуманистической парадигмы основной задачей для системы образования становится выявление свойств и особенностей детской личности, создание условий для ее свободного развития и самореализации. Данные вопросы потребовали пристального внимания, осмысления
и обогащения новыми идеями. Результатом этих размышлений стало появление концепции развития индивидуальности и индивидуализации образовательного процесса. Для реализации идей этих концепций необходима соответствующая подготовка педагогов, классных руководителей.
Оглавление
1.1 Сущность индивидуализации воспитательного процесса. 11
2.1. Анализ подготовленности классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. 36
2.2. Модель подготовки классных руководителей к индивидуализации образовательного процесса. 49
2.3. Проектирование подготовки классных руководителей к использованию средств индивидуализации. 62
- Абдуллаева, Н. А. Особенности воспитательной работы классного руководителя / Н. А. Абдуллаева // Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 26 ноября 2021 года / Дагестанский государственный педагогический университет. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 257-264.
- Актуальные вопросы интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004. - 204 с.
- Бадашкеев М.В. Особенности образовательной среды сельской школы// Педагогика. 2020. № 4. С 32.
- Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 260 с.
- Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе : учебное пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. 281 с.
- Байбородова Л.В. Какие педагогические технологии являются современными? // Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций: материалы международной
научно-практической конференции [28–30 марта 2019 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль, 2019. С. 156 – 164. - Байбородова Л.В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022.
- Байбородова Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 260 с.
- Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе : учебное пособие. Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. 111 с.
- Байбородова Л. В., Рожков М. И. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности : учебник для классных руководителей бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. − 367 с.
В ходе исследовательской работы мы изучаем мнения взаимодействии – обучающийся - родители – классный руководитель. Классный руководитель в целом включен во внеурочную деятельность, но его учебная деятельность и воспитательная работа им также затрагивается. Анкета классных руководителей состояла из нескольких вопросов. Первая часть вопросов была направлена на выявление мнения классных руководителей о том, проводится ли педагогами диагностика и самодиагностика собственных возможностей, от которых зависит индивидуализация на занятии. Вторая часть вопросов, на анализе которых можно сделать вывод о подготовленности классных руководителей к индивидуализации в практике общеобразовательных организаций, заключалась в изучении применяются ли эффективные формы взаимодействия с родителями. В третьей части содержались дополнительные вопросы для выяснения тех фактов, которые отражают, осуществляется ли педагогическое (тьюторское) сопровождение индивидуальной траектории обучающихся.
Таким образом, в ходе анкетирования был изучен опыт работы по реализации использования индивидуализации образовательного процесса классными руководителями в сельских школах. Обобщение опыта учителей из МОУ «Великосельской СШ Гаврилов-Ямского муниципального района» и Вощажниковской СОШ Борисоглебского района и нескольких других школ позволило получить достоверную картину результатов исследования.
Проанализируем подготовленность классных руководителей, детей и родителей к индивидуализации образовательного процесса, опираясь на проведенные ранее исследования преподавателями ярославской школы педагогики под руководством Л.В. Байбородовой.