Педагогическое сопровождение инновационных форм обучения в современном спортивном вузе (на примере «поволжского гуфксит»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в современном образовательном поле возникла острая потребность в инновационных смешанных формах обучения. Актуальность исследования определяется так же и тем обстоятельством, что обучение в вузе имеет многогранный характер. В ходе обучения в вузе студент получает определенные компетенции, которые необходимы для ведения профессиональной деятельности будущих выпускников-педагогов в сфере ФК.
Обучение в современном спортивном вузе не заканчивается на учебной деятельности, так же необходима и внеучебная работа, среди которых различные научные конференции, квизы, круглые столы и т.д. В данном вопросе важна помощь педагогов, а именно их педагогическое сопровождение студентов на этапах различной деятельности в вузе. В связи с этим, поднимаемая в диссертационном исследовании проблема педагогического сопровождения обучения в современном спортивном вузе средствами инновационных форм является важной и актуальной.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЕ ……….......5
1.1 Теоретический анализ понятия «Педагогическое сопровождение»…..…..5
1.2 Специфика обучения в современном спортивном вузе …………………..13
1.3.Инновационные формы учебной и внеучебной работы со студентами.....21
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………....37
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПОВОЛЖСКОМ ГУФКСиТ...38
2.1 Методы и организация исследования ……….……………………………..38
2.2. Практический процесс педагогического сопровождения мероприятий в образовательной деятельности в Поволжском ГУФКСиТ.......……………….40
2.3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогического сопровождения образовательной и внеучебной деятельности Поволжского ГУФКСиТ…………………………………………………….......43
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………..…………….…58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...……………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев, В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал. ‒ 2013. ‒ № 15. ‒ С. 167-172.
Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 184 с.
Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/ aleks-000001.html
Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе определения и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2006. – 456 с.
Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение в процессе разработки и реализации индивидуальных проектов: Дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2006. – 375 с.
Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников : учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М. : Академия, 2002 – 208 с.
Андреева Н.В. Смешанное обучение : основные принципы и подходы [Электронный ресурс] // Мобильное Электронное Образование. URL: https://mobedu.ru/blog/videos/smeshannoe-obuchenie-dlya-chajnikov/
Андреева Н.В., Марголис А.А. Семинар по смешанному обучению МГППУ [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/XC88p0T1EFc
Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
Антипова Н.Ю. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития подростков в детском оздоровительно-образовательном лагере системы дополнительного образования детей: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 194 с.
Бабакова Т.А., Милюкова И.А., Сачук Д.И. Каскадная модель в реализации научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета.
Рассмотрим научно-практическую конференцию на тему: «Современное состояние подготовки спортивного резерва в футболе, хоккее и фигурном катании» от 14.12.2022 г.Казань, ПГУФКСиТ
Роль педагогического сопровождения преподавателя заключается в его заинтересованности участия своего студента, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагог.
Рассмотрим еще один пример. Мастер класс или занятие-треннинг с туроператоровм «Восход» (01.12.2022). Занятие-тренинг представляет собой форму организации учебной деятельности студентов на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель данной формы организации обучения - приобретение студентами определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть, как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На занятиях-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной - для конкретного студента. Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются преподавателем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких занятий разрабатываются критерии действий студентов как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают студентам быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение [28].
Преподаватель помогает отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения. На занятии-тренинге студентам приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные преподаватели всегда используют элементы педагогического творчества, таких, например, как подбор необычных заданий, дидактического материала; организацию соревнований, взаимного контроля [53, 55].