Теоретические основы изучения гендерных различий учебной мотивации у подростков
Введение
На сегодняшний день одной из проблем образования является резкое снижение учебной мотивации подростков. Данное явление учеными было замечено не сразу. Проблема учебной мотивации развивалась на протяжении нескольких десятилетий и сегодня специалисты обращают особое внимание на поиск методов её решения.
Одна из наиболее существенных причин возникновения рассматриваемой проблемы заключается, по мнению специалистов, в появлении и стремительном развитии технологий. Телефоны, компьютеры и другие гаджеты неблагоприятно влияют на сознание людей. С одной стороны, развитие сферы технологий должно являться мотивом к обучению людей, получению ими более актуальных знаний в различных областях, так как современные гаджеты позволяют получить неограниченный доступ к самой разнообразной информации. Но с другой стороны, это стало препятствием в получении ценной информации.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных различий учебной мотивации у подростков
1.1. Учебная мотивация как психолого-педагогическая категория
1.2. Подросток как субъект учебной деятельности
1.3. Анализ эмпирических исследований учебной мотивации подростков
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий учебной мотивации у подростков
2.1. Описание и обоснование методов исследования гендерных различий учебной мотивации у подростков в условиях школьного обучения
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий учебной мотивации у подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Не найдено
Изучение учебной мотивации подростков в основном строится на эмпирических исследованиях и анализе их результатов. За многолетний опыт изучения учебной мотивации подростков было проведено большое количество исследований, которые приводили к различным результатам в зависимости от возраста участник, времени проведения исследования, способа его проведения и т.д. Целесообразно рассмотреть результаты эмпирических исследований учебной мотивации подростков за несколько последних лет.
Первым эмпирическим исследованием, результаты которого являются достоверными показателями уровня учебной мотивации подростков, является исследование С.Д. Никитова [32].[1]
В своем исследовании С.Д. Никитов приходит к выводу, что в подростковом возрасте у ученика укрепляются познавательные мотивы и совершенствуются социальные мотивы. В ходе исследования были получены результаты, которые позволили сделать следующие умозаключения:
- наибольшим значением для подростков является мотив школьника, как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями, стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе;
- наблюдается активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками;
- у подростков преобладает стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы;
- на втором месте находится коммуникативный мотив, в рамках которого важным является стремление завоевать авторитет среди товарищей по учебе, желание быть первым в классе.
[1] Никитов С.Д. Формирование учебной мотивации у подростков. [Образовательная социальная сеть]. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/09/02/statya-formirovanie-uchebnoy-motivatsii-u (дата обращения 8.12.2022)