Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной игры на занятиях учителя дефектолога
ВВЕДЕНИЕ
Для старшего дошкольного возраста характерно установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В рамках этих взаимоотношений ребенок набирается опыта, усваивает нормы, правила и функции, знакомится с разнообразием и содержанием социальных ролей. Коммуникативная функция служит важным этапом в психическом развитии человека. Когда человек осваивает коммуникативный навык, у него формируются и развиваются сведения об окружающем мире. Когда ребенок идет в школу, у него появляются новые контакты, знакомства.
Именно общение со сверстниками выходит на первый план. Поэтому, старший дошкольный возраст является благоприятным сензитивным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения. Вместе с тем, трудности в становлении коммуникативных способностей, возникающие в старшем дошкольном возрасте отмечаются многими иссле
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «коммуникативные способности» в научной литературе
1.2. Особенности формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
1.3. Опыт отечественных педагогов по организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
2.2. Своеобразие коммуникативных способностей детей с нарушениями зрения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
3.1. Описание базы, методик и процедуры исследования
3.2 комплекс занятий на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованных игр на занятиях учителя-дефектолога.
3.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованных игр на занятиях учителя-дефектолога
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андриенко, К.Л. Социальная психология. / К.Л. Андриенко – М.: Просвещение, 2013. - 46 с.
Артемова М.В. Театрализованные игры дошкольников / М.В. Артемова: Просвещение, 2013.
Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен [Текст] / Е.М. Бастрикова / Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан.гос. ун‐т., филол. фак. – Казань: Казан. гос. ун‐т, 2014. – С. 43–48.
Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 c.
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
Буцук, Т.В. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов / Т.В. Буцук, Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 55 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМА, 2016.
Воронцова М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. / ред.кол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 107–112
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. №6-2016.
Гаврилова, Н.В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ / Н.В. Гаврилова //Профессиональное образование. Столица №1 , 2013, с. 42- 43.
Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е из
В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности) [17].
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на осно