Формирования мотивации к учебной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе
Введение
Актуальность. Проблема формирования мотивации в учебной деятельности обучающихся всегда являлась актуальным вопросом для педагогической науки и практики. Исследования показывают: в школе стремления обучающихся к достижениям в учебе с каждым годом неуклонно снижается. И этот процесс постепенно набирает обороты: на сегодняшний день учителя сталкиваются с трудностями формирования мотивации не только у подростков старшего возраста, но и с учениками начальной школы, у которых и вовсе отсутствует стимул к обучению. Прогресс отсутствия желания учиться нарастает, а его последствия весьма драматичны. У большинства детей начинает отсутствовать положительная мотивация к обучению, из-за чего снижается успеваемость в школе и портятся оценки. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка и умственными способностями, а с резким падением интереса к учебной деятельности, снижением мотивации.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности в общеобразовательной школе …………………………......6
1.1 Сущностные характеристики понятий «стимулирование» и «мотивация» учебной деятельности…………………………………………………………….9
1.2 Особенности работы учителя истории по стимулированию и мотивации учения школьников…………………………………………………………….16
Глава 2. Проблемы формирования мотивации к учебной деятельности в общеобразовательной школе на уроках истории………………………….25
2.1 Методы формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе на уроках истории………………………………...25
2.2 Приемы формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе на уроках истории……………………………………………………......35
Заключение…………………………………………………………………….50
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………….54
Список использованных источников и литературы
Источники
Законодательные материалы
Конституция РФ. Официальный текст с изменениями. – М. : Норма : ИНФРА – М, 2022. С. 120.
Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (редакция от 11 декабря 2020) // Консультантплюс [сайт]. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения : 27.04.2022).
Учебно-методические материалы
Батура П.Н., Рабочая программа воспитания на 2022-2027 гг. Тара: СОШ №3: 2022. С. 43.
Борисов Н.С. История России. 10 класс. Базовый уровень. В 2 частях. Часть 1. Москва: Просвещение: 2015. С. 256.
Литература
Арестов О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе // сборник статей Методология и история психологии, том 4, № 4. С. 60.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности . М.: Мысль: 2019. С. 158.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика: 2020. С. 558.
Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» / Н.В. Бабкина // Психологическое обозрение. – 1996. – №2. – С. 13.
Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. М.: Мысль: 2018. С. 32.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Спб: Питер: 2018. С. 221.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Владос: 2017. С. 290.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды // Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии: 2019. С. 267.
А.К. Маркова делает вывод, в состав мотивации учения входит множество компонентов, которые постоянно изменяются и взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, определяет поведение школьников . Примерами могут послужить общественные идеалы, мотивы, цели, смысл учения, эмоции и др. А.К. Маркова приводит следующие функции мотивации обучающихся: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личный смысл и значимость. Также характерной особенностью мотивации является то, что она сопровождает ребенка на всех этапах его личностного развития. Н.Ю. Скороходова определяет мотивацию обучающихся как факторы, которые влияют на активность или пассивность поведения, а также процессы, которые определяют движение по направлению к поставленной цели. Нина Юрьевна своим изучением внесла огромный вклад в развитие мотивации, ведь, благодаря её трудам появились ответы на такие вопросы как: как и почему человек начинает действовать и почему проявляет настойчивость . Мотивацию учения определяют в двух видах: внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация построена на развитии собственных мотивов ребенка, чем, в первую очередь, является самоуважение в деятельности. Внешняя же мотивация представляет собой использование различных внешних стимулов. В понимании Н.Ю. Скороходовой, мотивация – создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний .