Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у старших дошкольников с функциональной дислалией
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая речь является важнейшим условием всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем осмысленнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее его психическое развитие.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины этих нарушений весьма разнообразны. Чаще всего нарушения речи являются следствием несвоевременной или неэффективной логопедической поддержки. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении, в дальнейшем они влекут за собой определенные личностные изменения в цепочке развития ?ребенок — взрослый — подросток?, естественно всесторонне развивать свои навыки и интеллектуальные способности.
Поэтому поиск и совершенствование практических приемов и методов профилактики и устранения дефектов речи у дошкольников, в логопедическо
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ 5
1.1. Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с функциональной дислалией 7
1.3. Нарушение звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей старшего дошкольного возхраста 17
2.2. Методика обследования артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 23
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у старших дошкольников с функциональной дислалией 23
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений произношения свистящих звуков у старших дошкольников с функциональной дислалией 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книга с одним автором:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей.Просвещение, 1981.256 с.
2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития. Дефектология. Санкт-Петербург,1999.135 с.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Дефектология. Гном-Пресс,2002.64 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Просвещение. 1991.160 с.
5. Беккер К.Н. Логопедия. Москва,1981.288 с.
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Детство-пресс,2001.64 с.
7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. А.И.Герцена,1993.45 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. Москва,1983.336 с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Москва, 2013.102 с.
10. Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. Издательский дом ?Карапуз?,2012.190 с.
11. Гаврилушкина О.П. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта в специальных дошкольных учреждениях. Москва,1987.37 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс,2007.470 с.
13. Генинг, М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей дет. Садов. Чебоксары,1980.152 с.
14. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. Гном,2002.64 с.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Просвещение,1985.112 с.
16. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. Москва,1981.78 с.
17. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Сов.Россия,1973.122 с.
18. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. Москва,2005.80 с.
19. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва,1982. 96 с.
20. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. Санкт-Петербург,2012.203 с.
21. Лопухина И.С. 550 упражнен
Это приводит к смешению звуков из-за их недостаточной дифференциации, к неоправданному использованию звуков.
Замены и смешение при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе из нарушений эти явления наблюдаются в основном между звуками или классами звуков, которые различаются по одному из признаков: свистящие и шипящие c-ш, з-ж (крыса - крыша), между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными ткдг (Толя - Коля, гол - дол), между парной артикуляцией язычного твердого и мягкие фонемы. Эти явления можно наблюдать среди звуков, идентичных по способу образования, между аффрикатами ц и ч, сонорами p и л.
При этой форме дислалии фонематический слух ребенка чаще всего полностью сформирован. Он различает все фонемы, распознает слова, в том числе паронимы. Ребенок часто осо