Потенциал театрального клубного формирования как инструмента социализации молодежи с нарушением опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность инвалидов в Российской Федерации на 1 сентября 2022 г. составила 11,5 миллионов человек, из которых 5 % инвалидов в возрасте от 8 до 18 лет в силу ограничений не могут вести активный образ жизни.
Аналитическим центром НАФИ совместно с советом по делам инвалидов при Совете Федерации, в рамках которого были опрошены 1600 респондентов, проанализировано, что общее представление о проблемах людей с инвалидностью имеет 46% участников опроса, около трети респондентов не знакомы ни с инвалидами, ни с их проблемами.
Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать предварительные выводы о положении людей с инвалидностью – общество с одной стороны принимает людей, с другой же продолжает держать их на расстоянии, тем самым изолируя инвалидов от всего общества. Из всего выше сказанного вытекает основная проблема, которую можно сформулировать, как проблему адаптации людей с ограниченными возмож
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕАТРАЛЬНОЕ КЛУБНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ С ОВЗ 7
1.1 Условия социализации молодежи с ОВЗ в театральном клубном формировании 7
1.2 Специфика деятельности молодежи с ОВЗ в театральном клубном формировании 17
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО КЛУБНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 24
2.1 Структура и содержание деятельности театрального клубного формирования для молодежи с НОДА 24
2.2 Сравнительный анализ театральных клубных формирований города Новосибирска для молодежи с ОВЗ 39
2.3 Программа деятельности театрального клубного формирования для молодежи с НОДА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Постановление Правительства Новосибирской области от 03.09.2018 № 654 «Об утверждении Положения о клубных формированиях учреждений культуры»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://rskc-zhdanko.nsk.muzkult.ru/media/2019/04/18/1258349625/_654.docx
2. Аджимуратова, Л. М. Влияние музыкально-театрализованной дея-тельности на развитие творческих способностей дошкольников / Л.М.Аджимуратова // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С.573–575.
3. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей / Ю.А.Афонькина, И.И.Усанова, О.В.Филатова // - Волгоград: Учитель, 2013. - 427 с.
4. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З.Ахметова // –Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. –204 с.
5. Ахьямова, И.А. Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга / И.А.Ихьямова, О.А.Стаина // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 167-172.
6. Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей / А.А.Белишина //Молодой ученый. -2017. – №49. – С. 332-334.
7. Белова, Ю. Использование театрализованной деятельности в коррек-ционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ: [Электронный ресурс] / Ю.Белова – Режим доступа - https://sssvu.minobr63.ru/2017/04/ispolzovanie-teatralizovannoj-deyatelnosti-v-korrekcionno-razvivayushhej-rabote-s-detmi-s-ovz/
8. Васильева, Н. Инклюзивный театр – шаг к толерантному обществу [Электронный ресурс] / Н.Васильева, С.Наборщикова - Режим доступа - https://iz.ru/news/615393
9. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К.Винокурова // М.: Академия, 1999. 144 с.
10. Волкова, Л.Г. Методические рекомендации для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества / Л.Г.Волкова // – Рязань, 2016
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С.Выготский // - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
12. Горбачев, И.А. Театральные сезоны в школе / И.А.Горбачев // – М.: Школьная пресса. - 2003. – с. 97.
13. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. Пособие / Т.В.Егорова // Балашов: Николаев, 2012. - 80 с.
14. Зайцева, Л.А. Методологические подходы к социализации детей с нарушением психофизического развития / Л.А.Зайцева // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – С. 221-224.
15. Зиновьева, А. Методическое Пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья» / А.Зиновьева // – М.: АНО «Инклюзион», 2018. – 100 с.
16. Калинчева, А. М. Потенциал театра для социальной интеграции и де-стигматизации людей с расстройством интелл
Театр является мощным средством социализации. Как отмечает Щерева Д., «театральное искусство отражает реальность через систему художественных образов и является синтетическим по своей сути — в нем переплетаются драматургия, спектакль, сценические образы, сценография, музыка и пластика. В сознании участников театральных процессов отражена реальность, художественно преобразованная и подчиненная конкретным законам театра» [17]. С помощью театра и его методов одни люди делятся своими мыслями, эмоциями и желаниями с другими, обретают возможность трансформировать собственный опыт в творчество и приобрести знания. Интерактивные театральные техники помогают людям, независимо от их происхождения и возможностей, узнать и принять себя и других; стимулируют личностное развитие; поощряют позитивное включение в общественную жизнь. Театральное искусство предполагает накопление опыта и знани