Технология развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Скачать дипломную работу на тему: "Технология развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО". В которой выявлен уровень развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО. Разработана технология развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.07.2025
Объем файла
184 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательных потребностей является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что сегодня уделяется целенаправленное внимание формированию личности, «обладающей познавательной активностью, исследовательскими умениями, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве» [53].
Актуальность выбранной темы и

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретические основы проблемы развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 8

1.1 Характеристика понятия «познавательные потребности» в литературе 8

1.2 Особенности развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста 18

1.3 Технологические подходы к развитию познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста 28

2 Экспериментальная работа по проблеме развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 38

2.1 Изучение уровня развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОО 38

2.2 Технология развития познавательных потребностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 46

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 56

Заключение 62

Список использованных источников 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаматова, Г. Ю. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность / Г. Ю. Азаматова // Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации : сборник научных статей III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы». – 2017. – С. 21-22. – ISBN 978-5-855989-984-1. – Текст : непосредственный.
2. Алёхин, И.А. Военная педагогика / И.А. Алёхин, О.А. Анашкин. – Москва : Главное управление воспитательной работы вооруженных сил Российской Федерации, 2008. – 320 с. – ISBN 978-5-855989-984-1. – Текст : непосредственный.
3. Амертдинова, О. А. Влияние элементарной исследовательской деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. – Текст : непосредственный / О. А. Амертдинова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях, Нижний Новгород, 10 апреля 2018 года. – Текст : непосредственный / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Том Часть 1. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2018. – С. 16-17.
4. Ананьев, Б. Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Б. Г. Ананьев // Хрестоматия по психологии. Под ред. А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 2017. – 226 с. – ISBN 978-5-132689-678-2. – Текст : непосредственный.
5. Балон, С. Н. Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего возраста / С. Н. Балон, И. В. Емцова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – №5 (8). – С. 78-79. – ISBN 978-5-242067-936-9. – Текст : непосредственный.
6. Бармина, А. И. Организация педагогической поддержки познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования. – Текст : непосредственный / А. И. Бармина // Молодежная наука: тенденции развития. – 2020. – №2. – С. 28-34.
7. Березина, Ю. Ю. Представления родителей о развитии познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста. – Текст : непосредственный / Ю. Ю. Березина // В мире научных открытий. – 2012. – №2 (26). – С. 307-320.
8. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.02) / Березина Юлия Юрьевна. – Москва, 2014. – 24 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – СПб : Питер, 2018. – 400 с. – ISBN 978-5-622782-645-9. – Текст : непосредственный.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Изд. 4-е, расш. – Москва: Прайм-Еврознак, 2019. – 811 с. – ISBN 978-5-132689-678-2. – Текст : непосредственный.
11. Бурмистрова, М.Н. Социально-педагогический словарь. М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, Л.Ю. Петрова, А.В. Кащеева и др. – Москва, 2016. – 126 с. – ISBN 978-5-517300-147-5. – Текст : непосредственный.
12. Вахромеева, Е. В. Культурная модель взаимодействия и общения взрослого с ребенком, способствующая созданию оптимальных условий для развития его познавательной активности. – Текст : непосредственный / Е. В. Вахромеева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2016. – №2(42). – С. 89-106.
13. Вершинина, А. Ю. Развиваю

В дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности и, на наш взгляд, очень близкие к рассматриваемому нами феномену познавательной потребности.
В исследовании Н.М. Крыловой познавательная потребность трактуется как потребность ребенка в расширении возможностей для проявления себя в новых познавательных ситуациях, имеющая продуктивный характер и подключенная к его опыту [30].
Изучая развитие детей дошкольного возраста, В.Г. Михайлова выделяет ряд критериев познавательной потребности, соответствующих исследовательскому поведению ребенка. Во-первых, это позитивная в целом реакция ребенка на новый стимул, то есть скорее приближение к новому стимулу, чем избегание его. Во-вторых, это способность выполнять соответствующие возрасту задания с позитивными эмоциями: способность работать «компетентно» (ребенок охотно принимает задание от своего взрослого или самостоятельно ставит цели во взаимодействии с окружающим и достигает этих це