Влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка
ВВЕДЕНИЕ
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека [7].
Известно, что детсад, интернат, детдом, школа не могут заменить семейное воспитание. В семье воспитывает все: начиная с обстановки и количества детей, кончая социальным статусом родителей и психологическим климатом. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Поэтому условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания, являются значительным фактором развития личности ребенка.
Институт семейных отношений имеет много общего независимо от структуры семьи, количества ее членов, экономического положения, например, тип отношений к ребенку, взаимоотношения родителей, место ребенка в системе семейных отношений и т.п. [16].
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………...………………………………………..……..…………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ……………………………..…………….……..... 6
1.1. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии…………………..………………..……….…….....6
1.2. Влияние родительского воспитания на особенности личности ребенка…………………………..….. ……..………….....................…..……..9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……….………………..…………………….…..…16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…..………17
2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания…………….………..…….17
2.2.Результаты исследования……………………………………….………...35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II……………..…..……………….......……………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…..………………………………..……………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…...….…….………40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..……………………….42
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
3. Для хорошей матери дом – это самое главное.
4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке, не ссорясь, не знают жизни.
8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
10. Лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйств – это чувство, что она не успеет сделать все.
14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться, чем дальше, тем больше.
17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.
18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.
21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
22. Большинство детей должно быть приучено к туале
Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам: симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, доминирование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, отно