Формирование лексикона дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей, страдающих общим недоразвитием речи, ежегодно увеличивается, а вторичные нарушения и расстройства интеллектуальной, эмоционально-аффективной и личностной сферы волнуют родителей и педагогов все больше, поскольку успешное обучение и воспитание детей данной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков.
Большинство детей с ОНР, после окончания логопедических дошкольных учреждений, обучаются по программе массовой школы. Имеющаяся в последние годы тенденция к усложнению и интенсификации школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в еще более неравные ?стартовые? условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.
Анализ научной литературы показал, что популяция детей с ОНР неоднородна по этиологии данного речевого дефекта, но, безусловно, что нарушения речевого развития сопровождаются несформированностью др
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОНА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.8
1.1. Проблемы развития словаря детей с ОНР III уровня в научной психолого-педагогической литературе8
1.2. Закономерности развития словарного запаса дошкольников в
онтогенезе14
1.3. Общее недоразвитие речи и его причины у старших дошкольников19
1.4. Развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня31
Выводы по 1 главе37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ39
2.1. Организация и методика исследования лексикона с ОНР39
2.2. Анализ результатов исследования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень)55
Выводы по 2 главе82
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ84
3.1. Содержание коррекционной работы по предупреждению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях84
3.2. Анализ эффективности работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией97
Выводы по 3 главе126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ136
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ.140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЧЕВАЯ КАРТА.142
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ155
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ158
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ168
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА170
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ172
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. Детство-пресс, 2018. – 206 с.
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. В. Алексеева. - М. : Академия, 2016. - 207 с.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : Аст : Астрель : Хранитель, 2017. – 319 с.
Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова – М. : АСТ : Астрель, 2016. – 256 с.
Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И. В. Блыскина. – СПб. Детство-пресс, 2017. – 89 с.
Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова – М. ; СПб : Библиополис, 2019. – 49 с.
Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений [Текст] / С. Е. Большакова – М. : Тц Сфера, 2019. – 154 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. - М., 2016. - 354 с.
Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] – М. : АСТ : Арстель Транзиткнига, 2018. – 141 c.
Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Бибиоглобус, 2019. – 209 с.
Гаркуша Ю.Ф. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша.- М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2018.- 192 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : изд. Детство-Пресс, 2017. – 472с.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 - 144с.
Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе
Дети проявляли интерес к выполнению данного вида задания, но только ради достижения стимула (в виде поощрения).
Хочется подчеркнуть, что данные результаты были получены путем ежедневных тренировок мелкой моторики. Необходимо продолжать дальнейшую работу по развитию мелкой моторики, так как полученные результаты не стойкие и при отмене ежедневных упражнений и пальчиковой гимнастики полученный эффект будет утерян.
Вывод: сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента можно отметить улучшение развития общей и мелкой моторики детей. Все дети справились с заданием на координацию движений, удерживание равновесия, ориентировку в пространстве по словесной инструкции взрослого, выполнении пальчиковых игр.