Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе занятий оригами

Скачать дипломную работу на тему: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе занятий оригами. В которой определены технологии развития мелкой моторики у детей 6–7 лет. Изучены занятия оригами как средство развития мелкой моторики у детей 6–7 лет.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.07.2025
Объем файла
12712 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Развитие мелкой моторики рук является важным фактором в развитии детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость и точность движения пальцев. Истоки способностей на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [33]. Также мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. 

Содержание
Введение……………………………………………………………………....... 6
1 Теоретические основы развития мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе занятий оригами ………………………………………………......... 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития мелкой моторики у детей 6–7 лет ……………………………………………………………… 9
1.2 Технологии развития мелкой моторики у детей 6–7 лет ..................... 14
1.3 Методика организации занятий оригами с детьми дошкольного возраста ………………………………………………………………........... 20
2 Методические основы развития мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе занятий оригами ……………..…………………………………… 26
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у детей 6–7 лет ......... 26
2.2 Развитие мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Ловкие пальчики»……………...................................................................... 34
2.3 Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей 6–7 лет в процессе занятий оригами…………………………..................... 55
Заключение…………………………………………………………………..... 59
Список использованных источников………………………………………… 61
Приложение А «Содержание диагностических методик»»………………… 66

Список использованных источников
Алексеева, Л. А. Бисероплетение. Развиваем ручную умелость / Л. А. Алексеева. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 2. – С. 47–49.
Афонькин, С. Ю. Все об оригами : популярное пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – Санкт-Петербург : Кристалл. – Москва : Оникс, 2014. – 272 с. – Текст : непосредственный.
Бабинова, Н. В. Сенсомоторный центр в логопедическом кабинете / Н. В. Бабинова, Е. Г. Черников. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2012. – № 2. – С. 52–57.
Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : методическое пособие для логопедов и воспитателей / А. Е. Белая, Е. И. Мирясова. – Москва : Издательство «АТС», 1999. – 68 с. – Текст : непосредственный.
Бережковская, Е. Л.  Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с. – ISBN 978-5-534-14308-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт. – URL : https://urait.ru/bcode/519955 (дата обращения : 10.03.2023).
Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения : популярное пособие / С. Е. Большакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. – Текст : непосредственный.
Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 175 с.
Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврилина. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 192с. – Текст : непосредственный.
Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебник для вузов / А. Н. Ганичева, О. Л. Зверева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 291 с. – ISBN 978-5-534-13666-1. – URL : https://urait.ru/bcode/512492. – Текст : электронный.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является актуальной на протяжении долгого времени. Особенную значимость она приобрела в 21 веке в виду увлеченности детьми различными гаджетами. Дети перестали делать что-то руками, им гораздо интереснее интерактивные сенсорные игрушки. Несомненно, от это страдает ручная умелость. Неразвитость мелкой моторики осложняет дальнейшее обучение в начальной школе. Поэтому эта проблема одинаково волнует и воспитателей, и учителей начальной школы. В рамках нашего исследования определим понятие «мелкая моторика» и проследим особенности ее формирования у дошкольников.Говоря о моторике человека в целом, определяют: общую моторику, мелкую и артикуляционную.  В своей работе остановимся на мелкой моторике.Мелкая моторика представляет собой – совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [12]. В дошкольном возрасте ее развивают через пальчиковые гимнастики, упражнения и в процессе продуктивной деятельности. Этот компонент, а именно мелкую моторику, мы возьмем за основу в нашей квалификационной работе, и рассмотрим все аспекты ее развития у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста. Существует множество определений понятию «мелкая моторика», рассмотрим основные из них. Т. А. Власова и М. С. Певзнер в своих работах писали о том, что мелкая моторика человека – это комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [7]. А. Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [36.]. Н. В. Нижегородцева  и В. Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [26].