Дж. Барнс, д. Тартт и в. Пелевин. Философия искусства в современном англоязычном и русском романе
ВВЕДЕНИЕ
Искусство является важной частью человеческой жизни и культуры. Проблема места искусства в жизни человеческого общества интересовала философию и литературу во все времена. Главный вопрос: «что есть искусство?» обретает новую остроту с появлением постмодернизма, который ставит под сомнение многие «старые», классические представления, в том числе об эстетическом, о художественном. В постмодернизме они сохраняют своё значение лишь в качестве «транскультурных, трансвременных ценностей». В зависимости от эволюции художественных процессов и специфики философских воззрений значение таких понятий, как «прекрасное», «подражание», «образ» подвергается трансформации. Вечными остаются вопросы об истине в искусстве, соотношении этического и эстетического, ценности авторского взгляда, о социальных функциях искусства и проблемах его восприятия.
С конца XIХ и на протяжении всего ХХ вв. русские и западные (европейские и американские) философы постоянно высказывали суждения в адрес классическ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Философия искусства в романе «Шум времени» Дж. Барнса 6
1.1 Роман-биофикция «Шум времени» как постмодернистский текст 7
1.2 Репрезентация конфликта между искусством и властью, посредством языка и музыки в романе Дж. Барнса «Шум времени» 10
1.3 Языковые особенности передачи шума и философия искусства 17
2 Философия искусства в романе Д. Тартт «Щегол» 23
2.1 Искусство как целительная сила и моральный ориентир в романе Д. Тартт 23
2.2 Интертекстуальность в романе «Щегол» как основной признак постмодернистского текста 29
2.3 Экфрасис как сюжетообразующий прием романа Д.Тартт «Щегол» 33
2.4 Роль искусства в современном обществе 37
3 Философия искусства в романе В. Пелевина «iPhuck 10» 40
3.1 Восприятии искусственного как источника утопии в романе В. Пелевина «iPhuck10» 40
3.2 Проблема соотношения искусства и искусственного в романе В. Пелевина «iPhuck 10» 45
3.3 Роман «iPhuck 10» как постмодернистский текст 53
3.4 Роль заимствований из английского языка, формирующих мир романа В. Пелевина «iPhuck10» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Урусова, Н. А., Чемодурова, З. М. (2020) Лингвокультурологические особенности романа Дж. Барнса «Шум времени». Исследования языка и современное гуманитарное знание, т. 2, № 2, с. 81–92
2 Buisine, A. (1991) Biofictions. Revue des Sciences Humaines. Le Biographique, vol. 4, no. 224, pp. 7–13. (In French)
3 Бахтин, М. М. (2000) Эпос и роман. СПб.: Азбука, 300 с.
4 Lasdun, J. (2016) The Noise of Time by Julian Barnes review – how Shostakovich survived Stalin. The Guardian, 22 January. [Online]. Available at: https://www.theguardian.com/books/2016/jan/22/the-noise-of-time-byjulian-barnes-shostakovich-stalin-review (accessed 01.05.2020). (In Englis
5 Татаринов А.В. Мировоззренческие стратегии в современном американском романе // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т.4. № 5. С. 396-403.
6 Тартт Д. Щегол: роман / пер. с англ. А. Завозовой. М.: АСТ: CORPUS, 2015.
7 Пелевин В. О. iPhuck 10. М.: Эксмо, 2019. 480 с
8 [Андрианова 2014] — Андрианова М.Д. Эксперименты с жанром утопии в творчестве В. Пелевина // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2014. № 4. c. 119—126.
9 [Караев 2018] — Караев Н. Дюжина ножей в спину иллюзии // Новый мир. 2018. № 2. С. 180—184.
10 [Бобылева 2015] — Бобылева А.Л. Информационные технологии как тема и прием в романе В. Пелевина «Любовь к трем цукербринам» // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 2. С. 163—170.
11 [Бобылева, Прохорова 2014] — Бобылева А.Л., Прохорова Т.Г. Антиутопический пафос и специфика хронотопа в ранней прозе В. О. Пелевина // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 2. С. 55—64.
12 [Чаликова 1985] — Чаликова В.А. Утопический роман: жанровые и автобиографические источники современных антиутопии и дистопий // Социокультурные утопии XX в.: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН. М., 1985. Вып. 3. С. 92—166.
13 [Sargent 1994] — Sargent L.T. The Three Faces of Utopianism Revisited // Utopian Studies. 1994. Vol. 5. № 1. P. 1—37.
14 [Лобин 2013] — Лобин А.М. Роман-утøпiя В. Пелевина «S.N.U.F.F.»: проблема жанра и концепция истории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2013. № 4. С. 91—97.
15 Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. (Глава 8. О значении в музыке). М., 2000. URL: http://www.philosophy.ru/library/langer/08.html (дата обращения: 14.09.2009)..
16 Уайльд, О. Портрет Дориана Грея: роман; Рассказы и сказки [Текст] / пер. с англ. / О. Уайльд – Москва : Мир книги, 2009. – 304 с.
17 Уайльд, О. Сфинкс. Полное собрание стихотворений и поэм [Текст] / пер. с англ. / О. Уайльд. – Москва : Эксмо, 2014. – 320 с. Библиогр.: с. 228 – 254.
18 Уайльд, О. Упадок искусства лжи [Текст] / пер. с англ.; А. Махлина / О. Уайльд. – Москва : Мир книги, 2010. – 205 с.
19 Шелли, П. Б. Великий дух. Стихотворения [Текст] / пер. с англ. К. Д. Бальмонта / П. Б. Шелли. – Москва : Летопись, 1998. – 416 с.
20 Шестаков, В. П. Английский акцент. Английское искусство и национальный характер [Текст] : В. П. Шестаков. – Москва : РГГУ, 2000. – 192 с. Библиогр.: с. 70.
Шостакович призывает, в первую очередь, прислушиваться к его музыке, а не словам, подчиняющимся политическому режиму. Именно музыка характеризует настоящего композитора, а не слова. Настоящее искусство неподвластно ни времени, ни политике и не принадлежит ни народу, ни отдельной группе людей.
Также мы доказали, что «Шум времени» – музыкальный роман, выявив языковые особенности передачи шума в тексте, среди которых: особенности композиционного строения, использование звукописи, меняющиеся темп и ритм повествования, наличие мотива слуха и система лейтмотивов, проходящая через все повествование и объединяющая его в гармоничное целое.
Философия искусства в романе Д. Тартт «Щегол»Роман «Щегол», написанный американской писательницей Донной Тартт в 2014 г. получил широкий отклик среди читателей и критиков, а также был отмечен Пулитцеровской премией. Книга была распродана огромными тиражами, завоевала всеобщую популярность и была экранизирована в 2019 г. режиссером Джоном