Технологии организации воспитательного процесса в школьном оздоровительном лагере
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения возможностей развития личности ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ), в том числе и пришкольного, определяется значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом данного социально-культурного учреждения, которое обеспечивает снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности. Это во многом определяется спецификой ДОЛ как открытой педагогической системы, предполагающей высокую вариабельность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка в каникулярное время, привлечь необходимые кадровые, материально-технические и иные ресурсы [8].
Современная экономическая и социально-культурная ситуация отразилась н
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы воспитательной деятельности школьного оздоровительного лагеря……………………………………. 5
1.1. Детский оздоровительный лагерь как социально-педагогическое явление……………………………………………………………………… 5
1.2. Педагогические взгляды на воспитательные функции лагеря как системы дополнительного образования детей………………………… 10
Глава 2. Технологии организации воспитательного процесса в оздоровительном лагере………………………………………………… 18
2.1. Понятие и содержание воспитательного процесса в оздоровительном лагере………………………………………………… 18
2.2. Проектная деятельность как технология организации деятельности детского оздоровительного лагеря……………………… 24
Заключение…………………………………………………………………. 30
Список использованных источников……………………………………... 32
Приложения 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байбородова Л.В. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей / Л.В.Байбородова, Г.И.Симонова, И.Г.Харисова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2 (107). – С. 8-16.
2. Бобров А.Д., Иванова М.М. Проектная деятельность по организации свободного времени детей и подростков в период летних каникул / А.Д.Бобров, М.М.Иванова // Педагогическое образование на Алтае. – 2022. –№ 2. – С. 3-6
3. Богданова Е.В. Воспитательный потенциал лагерей с дневным пребыванием как ресурс развития дополнительного образования детей / Е.В.Богданова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 1. – С. 32-40.
4. Гаврилова И.И. Построение развивающей среды в городском летнем лагере дневного пребывания для младших школьников / И.И. Гаврилова. // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики. Сборник статей. – Москва: Московский педагогический государственный университет, Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, 2018. – С. 226-232.
5. Гамаюнова Е.Ю. Здоровьесберегающие технологии в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей (из опыта работы) / Е.Ю. Гамаюнова, Л.И. Карпачёва // Здоровье. Образование. Партнерство. Сборник материалов региональных научно-практических конференций. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 71-77.
6. Ёмудов А.Ч. Применение проектных технологий в воспитательном процессе образовательной организации / А.Ч.Ёмудов, М.Х. Ёмудова // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2022. – С. 99-101.
7. Золотарева Ю.В. Необходимость организации пришкольных лагерей с дневным пребыванием в Кабардино-Балкарской республике / Ю.В. Золотарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 232-236.
8. Курчанова Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – Санкт-Петербург, 2006. – 30 с.
9. Лукин О.С. Социокультурное пространство детского оздоровительного лагеря / О.С. Лукин // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 3 (29). – С. 166-176.
10. Мишарина А.Ф. Сущность организации воспитания в оздоровительном лагере общеобразовательной школы / А.Ф. Мишарина // Перспективы и реалии педагогического образования. Сборник докладов IV Региональной научно-практической конференции. – Сыктывкар, 2022. – С. 16-18.
11. Мугаллимова Н.Н. Особенности организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере / Н.Н. Мугаллимова, М.Н. Чапурин, В.Т. Никоноров // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-3. – С. 207
Социальное воспитание в ДОЛ должно обеспечить достижение адаптации, в этом заключается нормирующая составляющая содержания всех социально-воспитательных задач [13].
С другой стороны, находясь в ДОЛ, ребенок остается со своим индивидуализированным опытом, который может быть значительно расширен, обогащен за счет проживания в новой среде: социальной, коллективной, пространственной и пр. ДОЛ становится средой, которая становится средством индивидуализации социального становления подростка, способствуя процессам обособления на ценностном, эмоциональном и поведенческом уровнях на основе включенности личности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности [22].
Н.Н.Мугаллимовой [11] проведен анализ взглядов ученых на функции детского оздоровительного лагеря. Подходы к содержанию функций деятельности оздоровительного лагеря в педагогической мысли представлены в Приложении 2. Выделены следующие функции: гармоничное воспитание личн