Образовательная среда и личность учителя / преподавателя высшей школы
Введение
Преобразования в России не только меняет, но и предъявляет новые требования к человеческой деятельности. Современные высшие учебные заведения считаются одним из важнейших институтов общества в двадцатом веке и играют важную роль в технологическом и политическом развитии общества, а также в развитии духовности и культуры.
Основой современной образовательной парадигмы являются такие приоритеты, как саморазвитие, самообразование, само проекция, субъективные компоненты образовательного пространства. Возрастает ответственность учителя за результаты своей работы. В настоящее время субъект профессиональной образовательной деятельности должен уметь управлять учебной программой, разрабатывать, проектировать и внедрять новые типы образовательных ситуаций, ориентируясь главным образом на развитие человеческих навыков, а также на передачу традиционных знаний, умений и сноровок. Таким образом, преподаватель вуза становится активным организатором учебной программы, гибко адаптируясь к изм
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 6
1.1 Теоретико-методологические особенности образовательной среды 6
1.2 Основные компоненты образовательной среды в образовательном учреждении 7
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 11
2.1 Личностные характеристики педагога 11
2.2 Психологические особенности педагогического процесса в школе 15
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 18
3.1 Взаимодействие среды и личности в образовательном процессе 18
3.2 Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития профессионально важных качеств личности 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Список используемой литературы
1. Аветисян К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя. - М., 2001 – 253с.
2. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.
3. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дисс… доктора пед. наук: сп. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / А. И. Артюхина. — Волгоград, 2007. — 40 с.
4. Ахвердова О. Духовность как основа высшего образования. //Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С.81- 84.
5. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов. - Ярославль, 2003. - 18 с.
6. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974.
7. Закон РФ "Об образовании" от 1.09.13 г № 273-ФЗ
8. Каминская М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего обучения. - М., 2004 – 59с.
9. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. - М., 2006. - 23 с.
10. Лазарева Н. В. Исследование влияния различных факторов трудовой среды на удовлетворенность трудом // Сб. научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Экономика». Вып. 5. Ставрополь, 2002.
11. Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
12. Матушанский Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Alma mater. 2000. № 11.
13. Матушанский Г. У., Фролов А. Г. Информационно-технологическая переподготовка преподавателей высшей школы // Педагогическая информатика. 2000. № 4.
14. Матушанский Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготов
Если говорить о образовательном процессе, то в первую очередь он влияет на личность человека. Обратная связь способствует формированию гуманистической направленности обучения. Это касается не только студентов, но и организаторов учебного процесса. Более широкое понятие - "гуманитарная образовательная среда". Социально-ориентированные образовательные программы включают в себя не только общегуманистические, но и личностно-ориентированные аспекты.
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ2.1 Личностные характеристики педагогаСущность педагогической деятельности состоит из двух частей: объективной и личностной. Учитель с высоким уровнем профессиональных навыков не обладает уникальными навыками и способностями.
Если говорить об индивидуальном стиле преподавателя, то его можно описать в следующем виде:
Если это значимые характеристики, они могут быть представлены двумя вариантами. Учитель должен сосредоточиться на процессе обучения,