Разработка ЭОР по созданию цифрового портфолио для обучающихся классов инженерного профиля
ВВЕДЕНИЕ
В различные периоды жизни современному человеку необходимо демонстрировать свои навыки и компетенции на разных этапах жизни, а также показывать, какими достижениями он гордится и какие цели уже достиг.
При определении будущего профиля обучения важную роль играет учет образовательных и личных достижений учеников в их школьной деятельности. Поэтому является очевидным, что необходимо использовать универсальные формы учета достижений учеников в виде портфолио в образовательном процессе.
Следовательно, возникла потребность в автоматизации информационной деятельности обучающегося, которая направлена на сбор, обновление и анализ результатов своей работы в виде цифрового портфолио.
Цифровое портфолио позволяет учащимся представлять информацию о своих достижениях в удобном для анализа формате. Одной из проблем внедрения цифрового портфолио являются не достаточные навыки и знания учителей в области работы с цифровыми технологиями, что может привести к неправильному использованию
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО 4
1.1. Определение цифрового портфолио 4
1.2. Роль цифрового портфолио в образовании 11
1.3. Основные принципы создания цифрового портфолио 14
1.4. История развития цифрового портфолио 17
1.5. Преимущества цифровых портфолио в инженерном образовании 20
1.6. Проблемы реализации цифровых портфолио в инженерном профиле обучения 25
1.7. Дидактические основы создания и ведения цифрового портфолио учащегося 32
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО СОЗДАНИЮ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО 37
2.1. Требования к содержанию портфолио обучающегося инженерного профиля 37
2.2. Требования к созданию электронного образовательного ресурса 41
2.3. Анализ цифровых ресурсов для создания портфолио 44
2.4. Обзор возможностей электронного журнала 47
2.5. Структура и содержание ресурса 52
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство / В.Ю. Переверзев, С.А. Синельников // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 1. – С. 71-73
2. Бударина, А.О. Использование электронного портфолио в системе педагогического образования как элемента организации цифровой образовательной среды / А.О. Бударина, О.М. Локша // Филология, педагогика, психология. – 2018. – № 4. – С. 87-95
3. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Информатика" / С.В. Панюкова. – Москва.: Академия, 2010. – 221 с.
4. Новикова, Т.Г. Организация предпрофильной подготовки в старших классах основной образовательной школы / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков. – Москва.: Новая шк, 2005. – 143 с.
5. Липовая, О.А. Использование портфолио в системе высшего образования / О.А. Липовая // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 175-178
6. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2004. – № 3. – С. 32-36
7. Firoz, Alam eLearning: Challenges and opportunities / Alam Firoz, Alam Quamrul, G Hadgraft Roger // IGI Global. – 2014. – № 1. – С. 217-226
8. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/345/1854.php. – Дата доступа: 12.05.2023.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полот [и др.]. – Москва.: Издательский центр "Академия", 2002. – 272 с.
10. Смолянинова, О.Г. Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в российской федерации / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 151-161
11. Авдеева, С. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С. Авдеева // Народное образование. – 2008. – № 1. – С. 176-182
12. Титова, Е.И. О создание электронного учебника / Е.И. Титова, А.В. Чапрасова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 855-856
13. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань.: ЦНТЭП, 1999. – 364 с.
14. Donnelly, R Exploration of eportfolios for adding value and deepening student learning in contemporary higher education. / R Donnelly, M O’Keeffe // International Journal of ePortfolio. –
Цифровое портфолио может стать важным инструментом при обучении дистанционно, что становится все более актуальным в настоящее время.
Одним из преимуществ является снижение объема бумажной документации и упрощение процесса оформления отчетности для учителей и администрации. Бумажная документация забирает много времени и энергии. Кроме того, большое количество документов, которые необходимо хранить и обрабатывать, может привести к ошибкам и неточностям в отчетах.
Цифровые портфолио также могут сэкономить время и ресурсы, поскольку они не требуют большого количества бумаги и других материалов для их создания. Это может быть особенно важно для школ и университетов, которые имеют ограниченный бюджет и не могут позволить себе тратить много денег на бумажную документацию.
Функциональное назначение портфолио в предпрофильной подготовке:
инструмент мониторинга индивидуальных образовательных достижений школь