Эффективность использования ролевых и деловых игр в обучении английскому языку старших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Современные методы преподавания иностранных языков сталкиваются с проблемой организации занятий для детей разных возрастов с использованием игр. Учебные игры могут помочь поддержать интерес учащихся к изучаемому материалу и активизировать их деятельность на протяжении занятия, что является важным фактором в интенсивном учебном процессе. Одной из ключевых задач преподавания иностранных языков является развитие устной речи, которая позволяет учащимся лучше раскрыть коммуникативную функцию языка и приблизить процесс обучения к реальным условиям использования языка. Игры могут помочь вовлечь учащихся в устную коммуникацию и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Известные методисты, такие как Е. И. Пассов, М. Н. Скаткин, С.А. Шмаков, С.Н. Петрова, Е.А. Маслыко, О.С. Газман, О.А. Дьячкова, и В.М. Григорьев, обратили внимание на важность использования игровых методов при обучении иностранному языку. Они изучили основные аспекты игровой деятельности на уроках и разра
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………...……4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ...………...………6
1.1 Сущность ролевых и деловых игр…………………………….…..6
1.2 Цели и задачи, решаемые с помощью деловых и ролевых игр в обучении английскому языку……………..……………...…………..17
1.3 Дидактические факторы успешности использования ролевых и деловых игр в обучении английскому языку………………..………18
Выводы по главе 1………………………………………….…………25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ…………………….…….26
2.1 Цели, задачи и условия опытно-экспериментальной работы……………………………………26
2.2 Методика обучения английскому языку в старших классах средствами ролевых и деловых игр …………………………...…….32
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы………….…….37
Выводы по главе 2…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………..………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Казимирова, С. Н. Игровая форма в преподавании иностранного языка / С. Н. Казимирова. – Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. – 2017. – № 1 (5). – 46-48 с. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1815. – Дата доступа: 13.05.2023.
2. Игровое обучение // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://repetit.ru/blog/articles/igrovoe-obuchenie. – Дата доступа: 14.05.2023.
3. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. ̶ М.: Издательский центр « Просвещение», 1989. – 223 с.
4. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка : (Из опыта работы). Пособие для учителя / М. Ф. Стронин. – Москва : Просвещение, 1981. – 112 с.
5. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык. – 1989. – 276 с.
6. Ахмедова, Г. М. Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков / Г. М. Ахмедова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 10.2 (114.2). – 6-8 с. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30226. – Дата доступа: 13.05.2023.
7. Дубовая, Г. И. Урок-игра как активизация деятельности иностранных учащихся в усвоении языкового материала/Г. И. Дубовая //Преподавание языков в высших учебных заведениях на современном этапе. Межпредметные связи: Тезисы XV Международной научно-практической конференции. – Харьков: Изд-во ХНУ имени В. Н. Каразина, 2011. – 120-123 с.
8. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: [учебное пособие] / Г.А. Китайгородская. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: Высшая школа, 1986. – 103 с.
9. Селезнева, А. А. Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку / А. А. Селезнева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – 1179-1181 с. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/17694. – Дата доступа: 13.05.2023.
10. Скаткин, М. Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] : книга для учителей и воспитателей / М. Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
11. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2012. – № 3. – 29-31 с.
12. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку – Изд. 2-е, стереотип. – М.: ТетраСистемс, 2004. – 176 с.
13. Горбенко, А. М. Основные направления ориентации образования иностранных студентов на подготовительном факультете/ А. М. Горбенко, Н. И. Никоненко, С. В. Черняк //Реализация традиционных методов и поиск инноваций в процессе подготовки иностранных студентов в современном высшем учебном заведении: Международная научно-методическая конференция. – Х.: НТУ «ХПИ», 2008. – 11-15 с.
14. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
15. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика. – 1978. – 250 с.
16. Музыченко, О. В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе. / О. В. Музыченко // Молодой ученый. – 2014. – № 7 (66). – 527– 529 с.
17. Воробьева, Е.И. Современные методы обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.И. Воробьева, Ю.А. Макковеева, Н.Л. Ушакова, О.А. Щукина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2019. – 110 с.
18. Березина, Н. А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н. А. Березина, М. В. Фоминых. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 5.2 (64.2). – С. 4-4. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/64/10541. – Дата доступа: 05.05.2023.
19. Игровые методы обучения и их применение на уроках // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9128/2/Gareeva2.pdf. – Дата доступа: 14.05.2023.
20. Сатюкова, А. А. Современная
Некоторые исследователи данной проблемы отмечают, что деловая игра является моделью процесса принятия решения, моделью взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей экономического, политического или престижного характера, моделью, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности, моделью систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека.
Другие исследователи деловой игры, имея в виду, прежде всего, учебную деловую игру, исходят из того, что учебная деловая игра сама по себе не является моделью, а выступает средством работы с моделью, заложенной в структуре деловой игры.
«В структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Это позволит младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли» [36].
«В основе учебной деловой игры, – как утверждает Маслыко Е. А., – лежат элементы, относящиеся ко всем играм: наличие ролей; ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы» [37, c. 256]. Однако в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными