«Мягкая сила» как инструмент продвижения национальных интересов современного государства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы может быть обоснована рядом следующих обстоятельств:
- во-первых, концепция «мягкой силы», выдвинутая в 1990 г. в США в рамках неолиберального подхода, прочно вошла в политологический научный дискурс и закрепилась в повседневном политическом языке.
- во-вторых, глобализация до некоторой степени сузила пространство использования привычных властных механизмов государства и привела к диверсификации форм глобальной конкуренции. На рубеже XX и XXI столетий более заметными формами конкуренции стали экономическая и культурная составляющие привлекательности страны.
- в-третьих, современные государства в условиях уменьшающегося морального оправдания применения военной силы со стороны их граждан вынуждены искать новые способы воздействия на международных игроков, и именно таким инструментом в информационной эре становится «мягкая сила».
- и, наконец, термин «мягкая сила» в последние годы часто можно встретить во внешн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
Глава 1 Сущность «мягкой силы» и основные подходы к исследованию данного феномена в трудах отечественных и зарубежных учёных………………………..5
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию феномена «мягкой силы» в трудах исследователей из США и Западной европы …………………………....5
1.2 Подходы российских авторов к исследованию феномена «мягкой силы»…10
Глава 2 «Мягкая сила», как инструмент продвижения национальных интересов государства на современном этапе………………………………………………..18
2.1 Инструменты, структурные компоненты и основные сферы применения «мягкой силы» во внешней политике современного государства………………18
2.2 Опыт применения политики «мягкой силы» как инструмента продвижения национальных интересов Российской Федерацией………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента Российской Федерации № 796 от 21.06.2007 «О создании фонда «Русский мир» [Электронный ресурс] // Гарант, 02.07.2007. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6232379/ (11.05.2020).
2. Указ Президента Российской Федерации № 1315 от 06.09.2008 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации, 06.09.2008. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102124100 (10.05.2020).
3. Указ Президента Российской Федерации № 984 от 09.12.2013 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации» [Электронный ресурс] // Гарант, 09.12.2013. URL: https://base.garant.ru/70528486/ (14.05.2020).
4. Указ Президента Российской Федерации № 259 от 20.04.2014 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» [Электронный ресурс] // Гарант, 24.05.2016. URL: https://base.garant.ru/70640588/ (11.05.2020).
5. Указ Президента Российской Федерации № 640 от 30.11.2016 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации, 01.12.2016. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010045?index=5&rangeSize=1 (11.05.2020).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.02.2013 [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B16005 1BF7F (дата обращения 14.05.2016).
7. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию от 20.04.2014 [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. Режим доступа - http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения 15.05.2016).
8. План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа - http://archive.mid.ru//bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/a2fd6cef39f67069442 57ba600461abb! OpenDocument (дата обращения 15.05.2016).
9. План мероприятий по активизации деятельности в сфере содействия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014 - 2016 годы Сборник – [утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.2014 № 2006-р]. Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., № 42, ст. 5770.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]// Совет безопасности РФ. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 15.05.2016).
II. Специальная литература:
1. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. – Новосибирск–Москва: Фонд социо-прогностических исследований «Тренды». –2016. – С. 176.
2. Боков И.А. Мягкая сила Уругвая // Дискурс-Пи. – 2016. – № 2. –С. 70.
3. Пономарёва Е.Г. Секреты
С точки зрения А.А. Миронова, все окружающее коммуникативное пространство «является основным проводником и катализатором «мягкой силы». В. Капицын настаивает на том, что объём и содержание понятия «инструменты мягкой силы» постоянно расширяются и что наиболее общим решением этой проблемы является признание всего множества знаков и символов инструментом «мягкой силы».
Как утверждает А.П. Цыганков, могут являться инструментом «мягкой силы» государств национальные школы теории международных отношений. Он пишет: «Содержание теоретических концепций отражает культурно-институциональные и политические предпочтения страны, в которой они разработаны. Отсюда разногласия о том, какой смысл вкладывать в понятие «мягкой силы». Он также предлагает две гипотезы о дальнейшем развитии теории «мягкой силы»:
1) «Первое: чем си